О «Слове о полку Игореве»
ПЛАН:
Тема и идея «Слова…» Что привлекает к «Слову…» отечественных поэтов? «Вечные темы», берущие начало с древнерусского памятника. Определение «вечных» тем, берущих начало с древнерусского памятника .
Автор «Слова…» неизвестен. Разыскал произведение собиратель древностей и знаток русской словесности Мусин-Пушкин.
Изучению образной структуры и языка «Слова…» посвящено огромное множество работ. Из последних и наиболее значительных — труды академика Д. С. Лихачева, который изучал стилистику
Д. С. Лихачев считает это мастерским приемом автора «Слова…», а Б. А. Рыбаков в книге «Слово о полку Игореве» и его время» выдвинул оригинальную гипотезу о «перепутанных страницах», согласно которой путаница с кусками текста произошла от того, что корешок оригинала, с которого делалась копия, истерся, и страницы, ничем
«Слово…» всегда привлекало внимание отечественных поэтов. А. С. Пушкин писал: «Слово о полку Игореве» возвышается уединенным памятником в пустыне нашей древней словесности». Переводы «Слова…» делали такие великие поэты, как Жуковский, Бальмонт, Заболоцкий.
Поэтов привлекали неповторимые свойства «Слова…», лаконизм и энергия стиля, суровость и яркость слова, сдержанность и сила чувств. Музыкальную жизнь «Слову о полку Игореве» дали великие русские композиторы — А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, создавшие оперу «Князь Игорь».
Главными темами «Слова…» стали тема Родины, ее судьбы, тема героизма русского народа. Они стали вечными темами русской литературы.
Автор «Слова…» ярко показывает, как Игорь жаждет свободы и готов смело защищать свою землю: «Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть». Он обращается к походу Игоря для того, чтобы страстно, доказательно защитить мысль о необходимости единства Руси и важности общих действий русских князей для защиты Родины. Любовь русского человека к Родине автор выражает словами Игоря: «Тяжко голове без плеч, беда телу без головы».
Русская земля, общерусский мир показывается добрым и великодушным. Доброта, как основа отношения русского народа к миру, людям выявлена в «Слове…» очень ярко.
Добро оказывается основой и в образе Ярославны, который раскрыт в ее плаче. Ярославна обращается к силам природы. Она упрекает ветер, Днепр и солнце, но слова Ярославны — не только плач, а и заклинание.
Доверие, надежда на справедливость природы слышится в ее голосе. Образ Ярославны стал символом женской верности, любви и красоты и считается идеальным образом русской женщины.