«Робинзон Крузо», художественный анализ романа Даниэля Дефо
Один из самых знаменитых английских романов впервые увидел свет в апреле 1719 года. Его полное название «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим» со временем было сокращено до имени главного героя.
В Основу произведения
Время
Символическое предупреждение в виде повторяющейся морской бури и времени начала приключений оказывается для Робинзона Крузо ничего не значащим фактом.
Роман Даниэля Дефо лежит у истоков собственно романного Жанра. По своему стилю он относится больше к публицистическому жанру «путешествий», впервые появившихся в английской литературе еще в XVI веке, чем именно к литературному роману, но наличие приключенческого сюжета, ярко выраженной художественной идеи и развития характеров делает его полноценным литературным произведением. Приключенческая составляющая придает «Робинзону Крузо» черты авантюрного романа; познание главным героем физических тягот жизни указывает на роман воспитания; прохождение персонажем сложного пути обустройства на необитаемом острове сближает произведение с аллегорической притчей о развитии человеческой цивилизации; наличие в романе экзотических для английской среды элементов делает его классическим приключенческим романом.
Первоначально «Робинзон Крузо» создавался для взрослого читателя, но со временем естественным образом перешел в круг детского чтения.
Основная идея произведения — духовное и интеллектуальное возмужание молодого человека, поставленного в уникальные жизненные условия. Свой жизненный путь на необитаемом острове Робинзон Крузо начинает с минимумом знаний об устройстве необходимых для выживания вещей и основных набором последних. Часть предметов герою приходится мастерить самостоятельно.
Он не против тратить на это время, так как понимает, что последнее, как и его «труд стоили очень дешево, так не все ли равно на что и куда они шли?».
Жизненно необходимым вещам в романе противопоставлены деньги. Последние Робинзон Крузо воспринимает как «негодный мусор»: на острове, лишенном людей и купеческих лавок, они бесполезны. При этом найденное на корабле золото герой все-таки заворачивает в кусок парусины и забирает с собой на остров.
Поступок никак не объясняется им, но читатель понимает, что он продиктован надеждой вернуться в лоно цивилизации.
Помимо фабричного искусства Робинзон Крузо осваивает на острове профессии земледельца и скотовода: он быстро понимает, что не сможет долго протянуть на корабельных запасах провизии, поэтому начинает собирать черепашьи яйца и виноград, приручать диких коз, выращивать рис и ячмень.
Первые годы герой ненавидит свое место жительства, проклинает остров и называет его островом Отчаяния. Построив лодку и чуть не погибнув в бескрайних океанских просторах, Робинзон Круз начинает совсем иначе воспринимать свое положение: он с горячей нежностью смотрит на холмы и долины, радуется своим полям, рощам, пещере и козам, видит красоту в простой дороге от берега к шалашу.
Ежедневный труд помогает герою не отчаяться, сохранение привычек — не потерять свою социальную принадлежность. Первым делом Робинзон Крузо заводит календарь, ведь для него важно знать, какой на дворе месяц и год. Пока у него есть бумага и чернила герой ведет дневник.
Попугай в жизни Робинзона Крузо появляется в качестве еще одного голоса, который нужно слышать, чтобы не сойти с ума от одиночества.
Освобождение Пятницы становится для Робинзона Крузо новой вехой в островной жизни. Миловидный молодой дикарь рисуется Даниэлем Дефо несколько идеализированно — автор отмечает в нем мужественное и приятное лицо, честность, сердечную простоту, искренность, чувство глубокой благодарности за спасение от смерти. Пятница — истинное дитя природы — легко учится основам западной морали в силу того, что изначально лишен той кровожадности, которую обычно приписывают дикарям: к примеру, рассказывая о появившихся в его племени белых людях, он объясняет Робинзону, что они стали дикарям братьями, а съедены не были, так как «наши едят только тех, кого побеждают в бою».