Конспект урока русского языка в 8 классе «Сопоставление разделительных Ъ и Ь»
Урок русского языка в 8 классе.
Тема «Сопоставление разделительных Ъ и Ь».
Учитель: Имайкина М. Р.
Цели:
Коррекционно-образовательные: углубить и расширить знания учащихся о ъ и ь и их употребление на письме; формировать навык владения орфограммой; научить сопоставить ъ и ь;
Коррекционно-развивающие: концентрировать внимание на материале урока путем постановки познавательных задач; выработать орфографическую зоркость; развивать умение работать с опорными схемами;
Коррекционно-воспитательные: формировать аккуратность
Ход урока.
Орг. момент.
Сообщение темы и цели урока.
— Сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. В нашем институте две лаборатории . Но вот над какой проблемой они работают, попробуйте догадаться.
-Названия каких букв состоят из двух слов, одно из которых звучит одинаково?
—
— Совершенно верно. Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным Ь, а вторая лаборатория изучает слова с разделительным Ъ .
3. Новая тема.
— Не чересчур ли ты добряк?-
Так знаку мягкому промолвил твердый
— Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
— Кто б говорил, но ты б уж промолчал!-
Знак мягкий твердому на это отвечал.
— Ты тверди груб, как суковатый дуб.
Давным — давно пора, как букву ять тебя из азбуки из азбуки изъять!..
— Друзья! Ваш разговор — никчемные слова-
Услышав этот спор, сказала буква А.
— вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.
— Что общего и чем интересны эти буквы? В чем их различие? На эти вопросы мы найдем ответы, проведя исследование.
1 группа 2 группа
Съезд объяснить соловьи бьется
Подъем съежился друзья шьют
Съемка подъехать платье вьюга
Объявление предъюбилейный судья обезьяна
Детям раздаются опорные схемы:
Разделительный твердый знак
Пишется после приставки, оканчивающейся на согласную перед гласными Е, Е, Ю, Я
Подъезд предъюбилейный
Подъем объяснение
Команды готовятся к выступлению по плану:
В какой части речи находится Ь ;
Перед какими буквами стоит Ь ;
Для какой цели служит Ь ;
).
Закрепление.
1) — Вы прекрасно справились с теорией. А сейчас займемся практической работой. Вы будете получать новые слова. .
— Первая группа образовывает слова с разделительным Ь, а вторая группа — с разделительным Ъ.
1 группа 2 группа
Полет — обели —
Семя — обели —
Коля — семка —
Уля — обедать —
.
2) — Настоящие ученые должны быть не только творческими, но и очень наблюдательными. Выпишите из стихотворения слова с Ъ в один столбик, а с разделительным Ь во второй столбик.
Все вокруг об_ яты страхом:
Раз_яренный людоед
Об_явил, что с_ест сегодня
Замечательный обед.
В сверх_естественной тревоге
Все звер_е уносит ноги.
Даже нес_едобный ежик
С_ежился от страха тоже.
Раз_яренный людоед
Мигом с_ел мешок конфет,
Закусил печен_ем плотно.
Он от_явленный злодей,
Но совсем не ест животных
И не трогает людей.
.
— Какие наблюдения вы сделали? Что нам подсказывают разделительные Ь и Ъ?
3) — Поставьте на свое место разделительные Ь и Ъ, объясняя их написание.
Ч