План-конспект урока музыки Тема урока: Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и в живописи

План-конспект урока музыки

Тема урока: Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и в живописи.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цель урока : формировать представление о единстве формы и содержания портрета в музыке, литературе и изобразительном искусстве.

Задачи урока:

-воспитывать нравственно-эмоциональную сферу обучающихся ;

-развивать познавательный интерес обучающихся, творческое мышление и воображение;

— учить сравнивать художественный образ в портрете,

созданный различными видами искусства.

Вид урока: «урок открытых мыслей», урок — беседа.

Образовательные технологии: технология развивающего, проблемного обучения; информационно-коммуникационная технология.

Методы: сравнительный анализ, обобщение, метод звуковой и зрительной наглядности, метод диалога, рефлексия.

Средства обучения: Аудиозапись романса М. Глинка » Я помню чудное мгновенье» исп. С. Лемешев, М. Глинка » Вальс-фантазия», протрет композитора М. Глинка, романс С. Рахманинова » Осторовок» С. Лемешев, картина В. Борисова-Мусатова » У водоема»; слайд-презентация; плакат

» Средства музыкальной выразительности».

Ход урока:

Я помню вальса звук прелестный

Весенней ночью в поздний час.

Его пел голос неизвестный,

И песня чудная лилась.

Да, то был вальс прелестный, томный,

Да, то был дивный вальс.

Теперь зима, и те же ели

Покрыты сумраком стоят.

А под окном шумят метели

И звуки вальса не звучат.

Где ж этот вальс старинный, томный,

Где ж этот дивный вальс.

I Организационный момент.

II Проверка знаний учащихся для подготовки к новой теме.

Скажите, что за произведение мы с вами прослушали?

Что такое романс?

III Постановка цели занятия перед учащимися.

Эпоха 19 века — это мир чарующих звуков романсов русских композиторов, наполненные человеческими чувствами и переживаниями, прекрасных бальных вечеров, где дамы кружили голову кавалерам, а они посвящали им стихи, поэмы, сочиняли музыкальные произведения, и изображали их образы в картинах.

Мечта в волшебной сени

Мне милую яви,

Мой свет, мой добрый гений,

Предмет моей любви…

Учитель: О чем на уроке у нас с вами пойдет речь? .

Мы рассмотрим жанр портрета в музыке и живописи.

Тема урока сегодня, ребята «Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи». Сегодня мы поговорим о прекрасных произведениях искусства М. И. Глинки и А. С. Пушкина, о прекрасной эпохе 19 века.

IV Первичное усвоение новых знаний.

Одно из своих самых лучших стихотворений » Я помню чудное мгновенье» Пушкин посвятил Анне Петровне Керн — красавице, светской львице, которая в своем доме устраивала литературные и музыкальные салоны, а молодые писатели, поэты и музыканты исполняли свои произведения.

Учитель: Сейчас мы прочитаем его. Обратите внимание — меняется ли настроение на протяжении всего стихотворения.

Учитель: Теперь давайте послушаем романс М. И. Глинки на стихи А. С. Пушкина.

Учитель: Какие характеристики можно дать этой музыке? это исповедь сердца, это скрытая от чужих глаз «дневниковая запись» переживаний, раздумий, отчаяния и восторга)

Учитель: как вы думаете композитор украсил это стихотворение музыкой или все-таки она здесь лишняя? .

Ученики: Музыка дополняет содержание романса.

Учитель: Скажите, пожалуйста, ребята, а можно нарисовать портрет музыкой?

К какому виду искусства относится портрет?

Учитель: считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIII век в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.

Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т. п.

Кроме технических живописных новшеств, Художник открывает новые возможности камерного, интимного портрета в выражении душевного мира человека, как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.

Особое место в творчестве художника занимает портрет А. Струйской Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:

Читает учитель)

Можно ли посвятить этой картине, этой девушке романс Глинка, стихотворение Пушкина.

Учитель: Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое.

Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».

Звучит «Вальс-фантазия» Глинки для симфонического оркестра.

Учитель: Скажите-а это произведение созвучно с картиной Рокотова?

Учитель: этот романс и вальс-фантазия были сочинены под влиянием глубокого чувства к Екатерине Ермолаевне Керн, дочери А. П. Керн, которой посвятил Пушкин свое стихотворение. Он глубоко автобиографичен. Этот вальс отражает жизненные события, происходившие непосредственно с композитором. Сочинение появилось на свет как фортепианная пьеса.

В результате большой популярности этой пьесы, композитор оркестровал ее. Существует две авторские редакции 1845 и 1856 годов.

V Первичная проверка понимания.

Мы с вами выяснили-что эти произведения искусства созвучны друг другу.

Вокально-хоровая работа.

Исполнение песни » Первое сентября» сл. и муз. Николая Моткова

VI Обобщение и закрепление знаний

Проверочная индивидуальная работа. Взаимопроверка.

VII Информация о домашнем задании

Учитель: Выберите любой портрет и подберите к нему музыкальное произведение или романс на стихи русского поэта.

VIII Рефлексия.

Учитель: Что вы делали на уроке?

Что вы на уроке сегодня узнали нового?

Как вы думаете вам пригодится эти знания в жизни, где вы сталкивались с вальсом в своей жизни?

О чем вы хотели бы узнать побольше?

Поставьте себе оценки за работу на уроке-если вы ответили на все вопросы-поставьте «5», если вы ответила с одной ошибкой-поставьте себе «4», если у вас несколько ошибочных ответов-поставьте себе соответствующую оценку. Я думаю мы с вами еще доработаем непонятные вам вопросы. Всего хорошего вам.

До встречи на следующем уроке!

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: План-конспект урока музыки Тема урока: Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и в живописи