«Щелкунчик и Мышиный король», художественный анализ сказки Гофмана
Получившая широкую известность благодаря балету П. И. Чайковского сказка была написана Э. Т. А. Гофманом в 1816-м году. Название «Щелкунчик и Мышиный король» связано с сюжетной основой произведения, построенного на столкновении двух сказочных царств — Кукольного и Мышиного.
Главной героиней сказки становится дочь советника медицины — семилетняя Мари Штальбаум. Повествование ведется в двух художественных пространствах — реальном и фантастическом, распадающемся на две фантазии и объединяющемся в едином сказочном сюжете.
Происходящее
Фриц, как представитель старшего поколения детей, относится к истории сестры как к фантазии, с помощью
Один из взрослых героев сказки — крестный девочки Дроссельмейер и, по мнению Мари, и, по его собственным словам, принадлежит сразу двум мирам: в реальном он — старший советник суда и одновременно искусный часовщик и механик, в фантастическом — придворный чудодей и часовых дел мастер. Поначалу Дроссельмейер воспринимается девочкой как враждебное, злое начало — она считает, что под видом совы он заглушил часы и призвал в гостиную Мышиного короля; она обижается на него за отказ помочь своему племяннику, превращенному Мышильдой в Щелкунчика; она в глубине души недовольна тем, что он не встает слишком явно на ее сторону, когда взрослые поднимают ее на смех, но «Сказка о твердом орехе» многое объясняет Мари, и она начинает действовать в рамках собственных сил и представлений о будущем Щелкунчика.
Фантастический мир сказки выведен в произведении в двух временных пластах — прошлом и настоящем . Чудесные приключения Мари начинаются в Рождественскую ночь и продолжаются на протяжении, как минимум, недели и трех ночей: первые семь дней после ранения локтя девочка проводит в постели, слушая сказки; последующие ночи она отдает Мышиному королю свои сладости в обмен на жизнь Щелкунчика.
Сказочный мир произведения периодически проникает в реальный мир Штальбаумов: родители видят погрызенные сладости дочери, совершенно искреннее удивляясь тому, как это стало возможным, ведь у них в доме отродясь не водились мыши; Мари предъявляет взрослым семь золотых корон Мышиного короля, подаренных ей Щелкунчиком; крестный Дроссельмейер приводит в дом своего племянника, удивительного похожего на юношу из «Сказки о твердом орехе».
Кукольное царство, по которому Мари путешествует вместе со Щелкунчиком, представляет собой мир сладостей и является очередной гофмановской трактовкой классического романтического Символа возвышенной мечты — в данном случае, мечты детской. Маленькая мадемуазель Штальбаум видит вокруг себя идеальное с точки зрения ребенка пространство, чья основа состоит из леденцов, апельсинов, миндаля, изюма, лимонада, миндального молока, пряников, меда и конфет. Жители Кукольного царства отличаются удивительной красотой и изяществом и выполнены либо из сладостей, либо драгоценных металлов и камней. Рождественская тема в сказочном мире воплощается в виде Рождественского леса и периодическом возникновении числа двенадцать — в начале в виде двенадцати арапчат, сопровождающих Мари и Щелкунчика на Розовом озере, затем — двенадцати пажей, встречающих детей около Марципанового замка.
Третьим элементом детской мечты становятся цветы — к примеру, «роскошные букеты фиалок, нарциссов, тюльпанов, левкоев», украшающих главное здание Кукольного царства.
В фантастический мир детской сказки Гофман вводит черты, присущие реальной, взрослой жизни: так Образ Кондитера, с которым Мари сталкивается в Конфетенбурге, воплощает собой Идею Бога, в чьей власти «сделать с человеком все, что вздумается».
Волшебное царство из «Сказки о твердом орехе» не имеет названия. Оно представляет собой мир классической волшебной истории о прекрасной принцессе, заколдованной злой ведьмой, с той лишь разницей, что Гофман уже на начальном этапе включает в него свою неподражаемую иронию , а заканчивает и вовсе нетрадиционно — вторым превращением главного героя и отказом принцессы выходить замуж за уродца. Сказка разрушается внутренней черствостью Пирлипат, но становится реальностью благодаря доброму сердцу Мари Штальбаум.
Обычная девочка — принцесса не по рождению, но по духу: не случайно она отражается в водах Розового озера в облике, который ей запомнился по рассказам крестного, как принадлежащий сказочной принцессе.
Тонкая грань между реальным и фантастическим миром основывается на темноте, тишине и/или отсутствии взрослых персонажей: игрушки в гостиной оживают в полночь; Мышиный король и Щелкунчик приходят в комнату Мари, когда все спят; битва между игрушками и мышами заканчивается упавшим башмачком девочки; возвращение Мари из Кукольного царства происходит утром, после пробуждения; превращение Щелкунчика в племянника Дроссельмейера осуществляется, когда Мари говорит о том, что никогда бы не отказалась от него из-за непривлекательной внешности, и с резким грохотом падает со стула.