Тема купечества в романе М. Горького «Фома Гордеев»
В программе по литературе за 11-й класс при изучении творчества М. Горького на выбор предлагается несколько произведений, в том числе и Роман «Фома Гордеев», который ранее включали лишь в обзор. Между тем роман интересен широкой картиной русской купеческой жизни 90-х годов XIX века. Купеческая тема в курсе школьной программы представлена только пьесами А. Н. Островского, написанными в 60-е годы.
Мне показалось интересным сравнить купеческую среду этих периодов, разница между которыми 30-40 лет.
Текстуальное изучение романа я разбила на
Вопросы и задания к главам 1-6.
Каким человеком был отец Фомы? В чем состояла суть отцовской науки? Как проявлялся характер Фомы в общении с разными людьми?
В чем состояли поиски собственного «я»? Выпишите из текста выражения, которые вам кажутся афористическими, интересными, спорными.
Вопросы и задания к главам 7-13.
Какова жизненная философия Якова Маякина? Проследите взаимоотношения Фомы с крестным отцом после смерти отца. Как
Сравните обитателей города Калинова, их быт и нравы в пьесе А. Н. Островского «Гроза» с героями и их взглядами на жизнь в романе М. Горького. Дайте краткую характеристику ровесников Фомы: Ежова, Любы Маякиной.
Уроки 1-2. Сын своего отца
1. Купец в государстве — первая сила, потому что с ними миллионы.
2. Нет уж, я сам себе место выберу.
Ц е л ь: Обсудить содержание глав 1-6 по предложенным ранее вопросам. Выяснить, как и под влиянием кого и чего формировались характер и мировоззрение Фомы Гордеева.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
Краткое содержание вступительного слова может быть таким. В романе М. Горького «Фома Гордеев» представлена широкая картина русской жизни, современником которой был сам автор. Горький показывает купеческую среду на сломе веков. Герой необычен: он рвет со своим окружением, бурно и трагически протестует против лжи и лицемерия, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я».
В конце концов спивается и очень просто может стать обитателем ночлежки, подобной той, что Горький показал в пьесе «На дне».
II. Анализ содержания романа.
Горький начинает свой роман с рассказа об отце Фомы — Игнате Гордееве. Почему?
— Расскажите о нем .
— Что роднит Игната Гордеева с Диким и Кабановой из пьесы Островского «Гроза»? Какую вы увидели разницу?
Как складываются отношения Фомы с отцом? Какой была отцовская наука жизни, которую он преподал Фоме?
«Надо учить тебя жить-то», — часто говорил отец сыну.
— Учащиеся должны назвать несколько таких правил, цитируя текст, например:
— «…ты им хозяин, они твои слуги, так и знай»;
— «…ты хозяин, и потому волен делать, что хочешь»;
— «…ум имей хоть маленький, но свой»;
— «…нужно с разумом жалеть…»
И так далее.
Обобщение . Главное, чему учил отец Фому, — быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства.
Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?
— Взаимоотношение с первыми школьными друзьями ;
— пренебрежительное отношение к бедным;
— первое ощущение власти над людьми и силы денег ;
— странности характера ;
— стремление жить не по указке .
Обратить внимание учащихся на эпиграфы к уроку.
III. Обобщение учителя.
Г л а в н а я м ы с л ь: Фома — белая ворона в своей среде.
Уроки 3-4
Что вы сделали? Не жизнь вы сделали — тюрьму… Не Порядок вы устроили — цепи на человека выковали.
Душно, тесно, повернуться негде живой душе… Погибает человек!
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
Фома, отвергая устоявшиеся, прежние жизненные правила, начинает поиски своего места в жизни.
II. Продолжение обсуждения романа.
Уроки Якова Маякина.
— Каких жизненных принципов придерживается крестный отец Фомы, чему он учил крестника?
Учащиеся отвечают, цитируя: «Буду я тебя, Фома, учить; самую настоящую, верную науку преподам я тебе… и ежели ты ее поймешь — будешь жить без ошибок»; «Жизнь, брат Фома, очень просто поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи».
— Как нарастает неприязнь Фомы к Якову Тарасовичу?
«А умен… умнее отца… умнее, но — хуже», — думает Фома о нем. Почему?
— Как и чем заканчиваются их отношения и вместе с этим купеческая деятельность Фомы?
— Какое значение для понимания идейного содержания романа имеет сцена купеческого гулянья на новом пароходе купца Кононова?
— Каким в словах Фомы предстает купечество?
В романе М. Горький, помимо Фомы, рисует образы еще нескольких молодых людей — ровесников главного героя, выходцев из этой же купеческой среды. Зачем, по-вашему, автор рассказывает о Любе Маякиной, Африкане Смолине, Тарасе Маякине, Николае Ежове? Обобщение.
Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей их действительностью. Неудовлетворенность их жизнью — явление временное, дань моде.
Они более образованны , хищническая их натура прикрыта хорошими манерами и европейскими одеждами, но суть их жизненной философии та же: «Или всех грызи, или лежи в грязи».
Ежов — пустозвон, он очень далек от народа, который его не понимает, да и он его не понимает. Фома это увидел.
Только он, только Фома Гордеев в своем протесте против волчьих законов своей среды пошел до конца. Роман тические, сказочные представления о жизни очень скоро натолкнулись на совершенно другую реальную жизнь, где свои законы, которые он не может понять и объяснить и по которым не хочет жить. Гневно, как умеет, протестует он против лжи, лицемерия, пытается найти свое место в жизни, чтобы чувствовать себя человеком.
Мечется в поисках людей, которые живут и думают по-другому. Не найдя, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из жизненного тупика, разуверившись во всех и вся.
Возможное будущее Фомы?
III. Сопоставление с пьесой Островского «Гроза».
— Что-нибудь изменилось в купеческой среде спустя 30 лет?
— С кем из героев можно сравнить Фому?
IV. Анализ языка романа.
Языку романа свойственны яркая образность, меткость, афористичность. В процессе чтения учащиеся находили в тексте интересные, спорные, афористические высказывания, которые обсуждались в классе, заставляя ребят о многом задумываться.
Обсуждались, например, такие выражения:
— «Совесть непобедима лишь для слабых духом»;
— «А на земле всегда хорошим хуже, чем дурным»;
— «Правду только подслушать можно»;
— «Нет на земле человека гаже и противнее подающего милостыню, нет человека несчастнее принимающего ее».
— «Что нужно делать, чтобы спокойно жить, то есть чтобы собой быть довольным?
Для этого нужно жить беспокойно и избегать, как дурной болезни, даже возможности быть довольным собой.
Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное себе.
Человек становится выше ростом оттого, что тянется кверху».
V. Итоговое сочинение: «Тема купечества в русской литературе».
Можно предложить самостоятельную работу: «Размышляя над афоризмом…»