Урок музыки “Джаз – это жизнь”

МБОУ СОШ № 5

Ст. Калниболоская

Учитель музыки: Попова Е. А.

Тема урока: “Джаз – это жизнь”.

Цель урока: Выявить особенности джазовой музыки через взаимосвязь с жизненными явлениями. Накопление восьмиклассниками первоначальных представлений о современных музыкальных стилях.

Задачи:

1.Актуализация знаний детей о джазовой музыке;

2.поиск взаимосвязей жизненных явлений и способов их воплощения в музыке;

3.Познакомить с историей, характерными чертами и выдающимися исполнителями современной музыки;

4.Пробудить

интерес учащихся к изучаемой теме через творческую деятельность;

5.Воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся, любовь к современной музыке.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: традиционный.

Методы:

1.Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности ;

2.Стимулирующий, нравственно-эстетического познания музыки. контрольных вопросов;

3.Наглядные.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, аудиозапись.

Формы организации деятельности:

1.слушание;

2.музыкально-ритмические

движения;

3.просмотр видеоматериала.

Ход урока:

Организационный момент.

Эпиграфы к уроку :

Если вы, слушая музыку, не притопываете ногой,

Вам никогда не понять, что такое джаз.

Луи Армстронг.

Ход урока

Организационный момент в форме музыкального приветствия. Учитель: сегодня у нас необычный урок, в классе присутствуют гости, и давайте мы друг другу подарим улыбку как залог нашего хорошего настроения.

Постановка цели и задач урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с современными музыкальными стилями, узнаем об их происхождении, как они развивались, а так же познакомимся сосновоположниками и исполнителями современной музыки.

“Если вы, слушая эту музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз”, – говорил Луи Армстронг, один из самых популярных музыкантов прошлого столетия.

У поэта Н. Огарева есть строки:

Когда мы в памяти своей

Проходим прежнею дорогой,

В душе все чувства прежних дней

Вновь оживают понемногу.

А у вас в жизни бывает, что какое-то воспоминание, слово, аромат, звук рождают ассоциации. Сегодняшний урок я хочу начать, конечно, с музыки. Я не буду называть автора произведения, композитора, эпоху, стиль и т. д. Послушайте ее, пожалуйста, и скажите – какие ассоциации у вас вызывает эта музыка, с чем В ваших представлениях она связана.

Вы узнали этот неповторимый стиль?.. Это, действительно, джаз. А как вы думаете, джазовая музыка существует в мире сама по себе или она каким-то образом связана с жизнью?..

Сегодня на уроке мы с вами попробуем найти ответ на этот вопрос.

Когда начинаешь говорить о каком-то явлении, то всегда на что-то опираешься. Как вы в первом классе начиная говорить о музыке опирались на “трех китов” музыки. Что же лежит в основе джаза.

Каковы его корни, прежде всего, национальные?

История джаза – часть истории XX века. Широко известная легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане откуда на старых колесных пароходах добрался до Сент-Луиса и, наконец, до Чикаго. Обоснованность этой легенды в последнее время ставилась под сомнение рядом историков, и в наши дни бытует мнение, что джаз возник одновременно в разных местах Америки, в первую очередь в Нью-Йорке, Чикаго и Сент-Луисе. И все-таки старая легенда, по-видимому, недалека от истины.

Джаз действительно возник в Новом Орлеане, в его бедных кварталах и пригородах, и потом распространился по всей стране. Возможно, самое убедительное свидетельство в пользу того, что родина джаза – Новый Орлеан, заключается в характере самого города. Этот город не похож ни на один город США. Этот город буквально пронизан музыкой и танцами. Веселый, шумный, пестрый, он выделялся среди других городов своей музыкальностью и поэтому давал большие возможности для самовыражения.

Излюбленные инструменты джазистов – труба, кларнет, рояль, саксофон, банджо, ударные.

4. Большинство историков джаза утверждают, что главными составляющими этой музыки являются европейская гармония, евро-африканская мелодия и африканский ритм. Но если мы говорим об Африканском ритме, То надо иметь в виду, разумеется, что западноафриканские черные никогда не играли “джаз” как таковой – речь идет всего лишь о ритме как составной части их жизни, потому что музыка для африканцев имеет в большей степени прикладное значение и связана с трудом, с обрядами. Эта музыка по своей природе импровизационна и характеризуется коллективной формой исполнения. Важнейшую роль в ней играет ритмическое начало, а мелодия в африканской музыке Развита меньше, чем в европейской. Все вы смотрели приключенческие фильмы и не раз видели африканское племя, исполняющее ритуал под “хор барабанов”.

И в центре этой музыки было сочетание барабанного ритма и громкого призывного пения племени. Эта традиция прошла через века и можно сказать живет в крови негритянского народа, что подтверждает наличие у него уникального чувства ритма.

Но это не единственный музыкальный источник африканского происхождения. Не малую роль в возникновении джаза сыграли рабочие Песни чернокожих рабов. Одним из важных моментов стало то обстоятельство, что когда негров гнали на плантацию, их связывали попарно кандалами, закрепленными на ногах.

Разговаривать и плакать в пути было запрещено, так как во время разговора рабы могли договориться о побеге, а с слезы создавали не способствующую труду атмосферу. Поэтому черных работников заставляли петь. Они заводили песню, Которая должна была исполняться под ритм шага по ходу движения, но ноги, скованные кандалами, все время сбивались, спотыкались с четкого шагового ритма, в результате чего песня приобретала новый ритмический рисунок, который впоследствии назовут ” Синкопа” . В музыкальном языке – это перенесение акцента с сильной доли на слабую.

И именно синкопа станет основным выразительным средством джазовой музыки.

– И я хочу предложить вам на простом примере прочувствовать, что значит “синкопа”. Давайте прощелкаем на пальцах четкий ровный ритм или ровный шаг на счет 1и2и3и4и, делая акцент на сильную долю, то есть на цифры.

– Теперь вы продолжаете щелкать, а я поверх вашего ритма наложу простенькую мелодию

– А теперь изобразите спотыкающийся, не ровный шаг….

– И вот сейчас, изображая неровный шаг, вы непроизвольно создали синкопированный ритм, то есть перенесли акцент с сильной доли на слабую,

– А теперь посмотрим, что станет с нашей мелодией, если а положу ее на ваш синкопированный ритм.

– Ребята, что стало с мелодией?

Второй важный момент, касающийся рабочих песен, Связан с тем, что они задавали нужный ритм для работы – на хлопковых плантациях, при выполнении разгрузок в порту, лесоповале и другой работе. Эти песни обладали характерными чертами, которые можно обнаружить в джазе –

Это крикообразная манера пения ” Шаутс”, И разделение исполнителей на лидера и хор. Лидер запевал главную, смысловую строфу , а остальные рабочие давали ответ . Подобные песни, переходящие в выкрики, Назывались “холлерс”. Вашему вниманию предлагается небольшой фрагмент такой песни.

Большое значение в формировании афро-американской музыки сыграло обращение привезенных из Африки рабов в Христианскую веру. Плантаторы хотели укрепить в их сознании повиновение, для этого их нужно было обратить в свою веру, и черные не возражали против этого – ведь вера давала им надежду на освобождение. Церковь представлялась им как уход от страшной реальной жизни.

Но в распевание европейских протестантских псалмов негры вносили в них совершенно иную ритмическую пульсацию. И получалось, что на европейскую церковную мелодию накладывается африканский ритм и в результате этого соединения родился жанр Духовных песнопений североамериканских негров, так называемые ” Спиричуэлс”.

Они рассказывали о тяжелой и несправедливой жизни негров и представляли африканца как мыслящее человеческое существо. И в духовных песнопениях можно выделить ведущие жанры, это:

” Ринг-шаутс” – песня, которая исполняется всем телом всех участников по кругу против часовой стрелки;

“спиричуэлс” – песня с продолжительной, плавной, непрерывной мелодией, написанной на тексты псалмов;

“госпел” – песни, основанные на евангелических текстах;

Религиозная музыка негров по-прежнему продолжает служить источником вдохновения для всей джазовой традиции в целом. Этот вид музыки прославил в свое время таких великих исполнителя Мохелия Джексон, Луи Армстронг, Дюк Эллингтон. И сейчас мы послушаем фрагмент спиричуэлса знаменитой джазовой певицы Мохелии Джексон.

-Интонации какого человеческого чувства прозвучали в музыке?

Музыкальный театр менестрелей – это еще один источник происхождения джаза. Белые и их черные рабы постоянно находились на виду друг у друга. Хозяев иной раз забавляла манера негритянских простолюдинов ходить, одеваться, разговаривать со смешенным акцентом…

Им все это казалось невероятно смешным и нелепым. Так, в начале 19-го века уже появились первые белые артисты, которые, зачернив себе лицо краской, стали выступать на сцене, изображая пародии на некие яркие негритянские типажи. Но по большому счету это была насмешка над черными рабами.

Но негры, считая, что горе и лишения легче переживать с улыбкой и песней на устах, с удовольствием принимали участие в таких номерах, которые получили название “шоу менестрели” Фундаментом для этой музыки служили европейская и Американская популярная музыка c примесью африканской ритмики. В основном это была ярко выраженная танцевальная музыка и служила для развлечений.

И я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент отражающий основные черты жанра менестрели.

Говоря о джазе нельзя не сказать о светских песнях уже американских негров – их называют “блюз”, что переводится как “грустный”, “меланхоличный”, иначе говоря “когда на душе скребут кошки”. Блюз появился намного раньше джаза. Его поэзия по народному проста.

В них говорится о различных событиях повседневной жизни негра – о безответной любви, утраченном человеческом достоинстве и несправедливом отношении, о непосильном труде и неволе, тоске по своей родине. Возможно, что если бы не было рабства – то не появился бы и блюз. Его основой является длинная протяжная мелодия, написанная в миноре, и в медленном темпе.

Блюз иногда сравнивают с уставшим негром, еле плетущим свои ноги после тяжелого рабочего дня. Давайте попробуем представить себя в роли такого рабочего и движением рук попробуем передать эти неспешные, плетущиеся шаги.

– Спасибо. А теперь давайте услышим эти шаги и меланхоличное

Настроение в блюзе, который сейчас прозвучит.

– Какими интонациями была пронизана эта музыка?

– С какими человеческими чувствами можно связать этот блюз?

– Если бы у вас сейчас под рукой были краски – какими бы цветами вы

Раскрасили эту мелодию, чтобы она стала зримой?

Корни эти афро-американские. . Это музыка, рожденная потомками черных невольников, завезенных в Америку.

Истоки:

Спиричуэлз – духовные песни-молитвы американских негров, песни, полные скорби, возникшие в период рабства в южных штатах Америки.

Блюзы – светские лирические песни негров, живших вдоль берегов реки Миссисипи. В блюзах тоска соединена весельем отчаяния, безверия.

Рэгтаймы – это танцевальные мелодии, очень ритмичные, с характерным синкопированным ритмом. Как говорят про них исследователи джаза: “Это попытки негров сыграть польки и кадрили на свой манер”.

Но для того, чтобы понять из чего состоит джаз – в обеих музыкальных традициях нужно выделить несколько принципиально важных источников, смешивание которых и привело к появлению джазовой музыки. К ним относятся:

Ритмы Западной Африки;

Рабочие песни черных рабов;

Музыка театра менестрелей;

Негритянские светские песни;

Негритянские религиозные песни;

Американская музыка прошлых столетий;

Безусловно, все эти виды музыки сыграли свою определенную роль в возникновении джаза. Но некоторые из них необходимо выделить, так как они легли в основу этого явления.

Я знаю, что у вас есть опыт общения с джазом. А скажите пожалуйста, какой темой объединены ваши уроки музыки на сегодняшнем этапе. . Кстати, джаз – это легкая или серьезная музыка? .

Я хочу предложить вам послушать произведение изумительного исполнителя, композитора, подлинного гения джаза. Вы, наверняка узнаете этот характерный голос и его любимый музыкальный инструмент. Послушаем и попробуем ответить на вопрос: легкая или серьезная эта музыка?

Узнали? . Какая по восприятию эта музыка? Вам было легко, приятно ее слушать? А какая она по содержанию.

Есть специалисты по переводу, или может кто-нибудь знает, о чем эта музыка?.. Это спиричуэлз. В основе лежит библейский сюжет.

Так как вы думаете, по содержанию какая эта музыка?..

Вы заметили, на каком инструменте играет Армстронг?.. Какие еще джазовые инструменты вы знаете?.. В чем отличие в инструментальном плане джазовых коллективов от классических?..

А почему именно эти инструменты стали сольными? . Оказывается на развитие джаза оказывали влияние Социальные факторы , то есть то, что происходило в обществе.

Существует один город, который мы не можем обойти вниманием, говоря о джазе, именно этот город называют колыбелью джаза. Город – легенда и город легенд. Какой?

Я уверена, вы назовете его, вспомнив Луи Армстронга … Давайте представим себе атмосферу этого города и предположим Каким Должен быть новоарлеанский стиль исполнения?.. Проверим?

Передает музыка атмосферу города?..

Мы с вами говорили, что на музыку оказывают влияние социальные факторы. Прошло 20 лет. За это время что-то изменилось в обществе?..Послушаем как зазвучал “Сент-Луи блюз” через 20 лет, в конце 30-х годов.

Похожа на то, что слушали до этого?.. Что изменилось? Что под такую музыку удобно делать? Что происходило в мире?.. По Европе маршировал фашизм.

Джаз стал музыкой сопротивления. Исторические события повлияли на особенности музыки?

Джаз – человек и его внутренний мир, любовь, родина . Кого из джазовых музыкантов вы знаете?

Мы послушали столько замечательной джазовой музыки. Что же ее отличает от других жанров. В чем ее особенность, как мы узнаем, что это именно джазовая музыка?

Для русской музыки главным является ее певучесть, песенность, мелодичность, а что для джаза является важнейшим средством выразительности?.. Давайте попробуем сами создать джазовую музыкальную картинку и с ритма мы и начнем. Ритмическая партитура будет выглядеть так . Соединим с музыкой… Ребята, у нас очень здорово получается, но даже при таком интересном ритме чего-то не хватает.

Какой элемент джаза мы забыли, что дает ему неповторимость при каждом новом исполнении?

И я хочу вернуться к теме четверти: так легкая или серьезная музыка “джаз”. .

И я думаю, обобщат ваши высказывания слова Хулио Кортасара: “Джаз – как птица, что летает, прилетает, пролетает и перелетает, не зная границ и преград; единственная универсальная музыка века, та, что сближала людей больше и лучше, чем эсперанто, ЮНЕСКО или авиалинии, музыка достаточно простая, чтобы стать универсальной, и достаточно хорошая, чтобы иметь собственную историю…”

И подводя итог нашего урок мне хотелось бы, чтоб вы запомнили, что джаз – это:

-жанр, имеющий глубокие народные корни;

– музыка с неповторимым ритмом “синкопа”;

– яркое музыкальное явление, которое, имея народные корни,

Перевоплотилось в сложную профессиональную музыку и до сих пор дающее жизнь все новым муз. жанрам;

– но главное достоинство джаза, я бы сказала его роль как главного героя целой муз. эпохи состоит в том, что своей музыкой он объединил и примирил людей с разным цветом кожи;

4. Домашнее задание.

– Подготовить сообщение на тему: “Джазовая музыка 20 века”

5.Рефлексия.

А сейчас аплодисментами покажите свое отношение к уроку. По вашим аплодисментам мы поймем понравился вам урок или нет.

Наш урок закончен. Спасибо за работу. До свидания!




Становление урочной формы обучения.
Сейчас вы читаете: Урок музыки “Джаз – это жизнь”