Игры для развития речи ребенка 5, 6 лет
Игры, цель которых развитие правильной речи детей, расширение словарного запаса и изучения грамматики. Игры для детского сада и для дома.
Дни недели
Количество играющих: 1-6 человек.
— Называйте дни недели, хлопая ладошами в такт слогам, в то время как Дети запоминают, а затем и угадывают, какой день вы «прохлопываете «.
— Вскоре дети увидят, что имеются дни на четыре хлопка , на два хлопка и на три хлопка .
— Хлопайте в ладоши, когда произносите: «Вос-кре-сень-е, по-не-дель-ник, втор-ник, сре-да, чет-верг, пят-ни-ца, суб-бо-та
— Можете снова прохлопать в ладоши по слогам, называя дни недели сначала громким голосом , затем тихим голосом и, наконец, нормальным голосом .
Слушайте слова
— Выберите три слова на одну и ту же тему, например, про деревню. Этими тремя словами могут быть «корова «, «луг » и «тыква «. Придумайте какую-нибудь историю, используя эти три слова или прочтите сказку.
Попросите, чтобы дети внимательно слушали эту историю и всякий раз, когда они слышат одно из указанных трех слов, подпрыгивали.
— Эта игра становится особенно веселой, если вы часто используете эти слова в истории.
Время рифмы
Количество играющих: 1-6 человек
— Скажите детям, что вы собираетесь находить слова, которые рифмуются со словом «велосипед «.
— Опишите рифмующееся слово и предоставьте детям возможность угадать, что это за слово. Например: слово, которое рифмуется со словом «велосипед «, — это театральное представление, где красиво танцуют . Или: слово, которое рифмуется со словом «велосипед «, — это то, что посылают бабушке в письме .
— Придумайте другие варианты для рифмы.
Если я…
— Начните предложение со слов «Если я… «. Попросите детей подумать о возможных результатах, например, в таких ситуациях:
— Если я полью цветы…
— Если я соберу свои игрушки…
— Если я выйду летом в пальто…
— Если я лягу спать в одежде…
— Если я открою в ванной кран с горячей водой…
— Затем можно продумать ответы на те же ситуации, но с частицей «НЕ «.
Яблочная эстафета
Количество играющих: 1-6 человек
Инвентарь: яблоки, спички.
— Игрокам вручают по яблоку, утыканному одинаковым количеством спичек, головками наружу. Попросите детей вытаскивать по очереди спичку и называть эпитеты к слову «яблоко » .
— Можно вспоминать сказки, где говорится о яблоках, читать стихи, вспоминать загадки, пословицы и т. д.
Угадай сказку
— Ведущий говорит детям несколько слов . Нужно угадать, о какой сказке идет речь. Например:
— Солнце, снег, стекло, зеркало, роза, дружба .
— Трава, крапива, кольцо, жаба, терпение .
— Дупло, ведьма, солдат, собака, принцесса .
— Можно увеличивать количество слов, пока дети не догадаются, о какой сказке идет речь. Либо изменить Порядок игры: назвать сказку и попросить выбрать несколько слов, которые ее характеризуют.
Часть и целое
Количество играющих: 2-6 человек
Инвентарь: мяч
Вариант 1
— Ведущий становится перед играющими, в руках у него мяч. Он бросает мяч любому участнику игры и называет при этом деталь какого-либо предмета.
— Тот, кому брошен мяч, должен поймать его и сейчас же назвать предмет, к которому относится деталь, названная ведущим. Например: крыло — самолет , лепесток — цветок, экран — телевизор и т. д.
Вариант 2
— Ведущий, бросая мяч, говорит начальную часть какого-нибудь слова. Участник игры ловит мяч и немедленно заканчивает слово. Например: ра-дость, цве-ток, сказ-ка и т. д.
Кто больше?
— Попросите детей назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы или слога. К этой игре лучше подготовиться заранее и иметь при себе небольшой список слов.
— Можно помогать детям, описывая тот или иной предмет.
Сказочные страны
Количество играющих: 1-6 человек
— Взрослый предлагает детям совершить воображаемое путешествие по стране, где живут стеклянные люди.
— Вместе с детьми он называет разные свойства стекла: оно прозрачное, хрупкое, его можно мыть, оно может быть цветным и т. д.
— Исходя из этих признаков, дети с помощью взрослого описывают, как живут стеклянные человечки.
— К этой игре взрослый должен хорошо подготовиться и иметь список вопросов о жизни сказочных людей. Затем дети могут «переехать » в пластилиновую, деревянную, проволочную страну и т. д.
Противоположности
— Попросите детей называть слова, обратные по значению тем, которые говорите вы . Например: кислый — сладкий, большой — маленький и т. д.
Говори наоборот
Количество играющих: 1-6 человек
Инвентарь: мяч.
Выучите с ребенком стихотворение:
Скажу я слово «высоко «,
А ты ответишь — «низко «.
Скажу я слово «далеко «,
А ты ответишь — «близко «.
Скажу тебе я слово «трус «,
Ответишь ты — «храбрец «.
Теперь скажу «начало «,
А ты скажи — «конец «.
— Предложите поиграть в антонимы. Вы, бросая мяч ребенку, называете слово, а ребенок подбирает к нему другое, противоположное по значению, и кидает мяч вам. Можно использовать следующие пары слов:
— веселый — грустный
— быстрый — медленный
— красивый — безобразный
— пустой — полный
— худой — толстый
— умный — глупый
— трудолюбивый — ленивый
— тяжелый — легкий
— белый — черный
— твердый — мягкий
— шершавый — гладкий и т. д.
Сто вопросов
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: 5-6 обычных, знакомых детям предметов , набор из 50-60 фишек.
— Игра проводится как соревнование. Взрослый по очереди показывает детям предметы и просит задавать любые вопросы о них. Вопросы могут быть даже смешные и невероятные — главное, чтобы их было как можно больше.
— За каждый заданный вопрос ребенок получает одну фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Бессмыслица
— Расскажите детям о приставках типа не-, полу-, анти-, супер-, микро-, макси-, архи — и т. п. Необходимо, чтобы дети запомнили значение каждой приставки.
— Дети садятся в круг, для каждого ведущий выбирает одну приставку. Затем он называет любое слово и просит детей, приставляя к нему свою приставку, рассказать, как изменится то, что получило новое название. Например, как выглядит антисобака, какой у нее характер, как она себя ведет и т. д.