Всемирная слава Л. Н. Толстого
19 декабря 1900 г. Толстой записывает в дневнике: «Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтоб его произведение было исканием. Если он все нашел и все знает, и учит или нарочно потешает, он не действует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливаются с ним в поисках».
Лев Толстой всю свою долгую жизнь искал, искал напряженно, безостановочно, страстно. Это относилось и к его поискам своего пути в литературе.
Каждый великий Художник потому и называется великим, что он совершает в своем творчестве художественные
Так произошло и с Толстым. Не он первый написал Роман на историческую тему и обратился к изображению народной жизни. И до него уже изображался внутренний мир литературных героев.
Но только Толстой создал не привычный исторический роман, а роман-эпопею, только он сумел так глубоко проникнуть в психологию человека, как никто другой.
В литературе давно уже существовали темы: война, смерть, крестьянская жизнь. Но у Толстого они раскрыты совершенно по-новому. Теперь нельзя уже создавать, например, литературное
К слову сказать, Иван Франко обращал в свое время особое внимание на то, как проникновенно описывает Толстой во многих своих произведениях смерть человека: «Эти описания сами по себе заслуживали бы отдельного исследования, как уникум в своем роде в мировой литературе».
Благодаря Толстому художественное познание человеческой души, вообще изображение в литературе психологических процессов, приобрело совершенно новый характер. Для того чтобы проникнуть во внутреннюю жизнь другого человека, надо, считал писатель, прежде всего изучить «тайны человеческого духа в самом себе». Беспощадный самоанализ, предпринятый Толстым в его дневнике , во многом помог ему понять тот «таинственный процесс, посредством которого вырабатывается мысль и чувство».
Внимание, которое Толстой уделял психологии человека, далеко не случайно. Для него это не литературный прием, а мировоззренческий принцип. Он был твердо убежден, что главный смысл человеческой жизни заключается в нравственном самоусовершенствовании, в неустанной и трудной работе, целью которой является стремление очистить себя, свой внутренний мир, свое «я» от всего злого, противного человеческой природе.
Вот почему «диалектика души» занимает такое значительное место в творчестве великого писателя.
Влияние Толстого на русскую и мировую литературу огромно. Не только художественное творчество гениального писателя, но и он сам, его неповторимая личность оказывались своеобразным ориентиром в отстаивании и защите великих общечеловеческих идеалов.
Молодое поколение современников Толстого — Чехов, Гаршин, Короленко, Куприн, Бунин — могли косвенно или даже прямо полемизировать с великим писателем, но они не могли пройти мимо его художественных достижений, потому что ясно отдавали себе отчет в том, что дальнейшее развитие литературы невозможно без учета и использования того, что сделал автор «Войны и мира» и «Смерти Ивана Ильича».
Еще при жизни к Толстому пришла мировая слава. Давно уже безоговорочно признано величие Толстого в странах Европы и Америки, в Индии, Китае, Японии, Африке. Все признают громадный литературный и — особо отметим — нравственный авторитет гениального представителя русской литературы, открывшего новую страницу в истории мировой художественной культуры.
Ограничимся высказыванием популярного французского писателя Анатоля Франса: «Как эпический писатель, Толстой — наш общий учитель; он учит нас наблюдать человека и во внешних проявлениях, выражающих его природу, и в скрытых движениях его души; он учит нас богатством и силой образов, одушевляющих его творчество; он учит нас безошибочному выбору положений, которые могут дать читателю ощущение жизни во всей ее бесконечной сложности».
Обращение к бесценному опыту Толстого во многом способствует постановке в литературе острейших проблем нравственности, «вечных вопросов» о смысле жизни, месте человека в обществе, о его моральной ответственности за себя и за все, что совершается в мире.