Материалы к урокам по изучению поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». 10-й класс

Личность писателя. Мир гоголевского слова

Начинаем урок с размышления о личности Гоголя. Нам представляется, что во многом осознание глубины личности творца помогает осознать и грандиозность созданного им произведения. В процессе мини-лекции останавливаемся на противоречивости характера писателя, приводим высказывания современников о нем , скажем об остром ощущении писателем своей избранности, о его религиозности, неприятии земного бытия в том виде, в котором Гоголь его наблюдал, о величайших требованиях к миру, к себе и людям.

Далее

обращаем внимание на эпиграф к уроку и спрашиваем учеников, Как они понимают высказывание и почему такое отношение к слову возможно именно у Н. В. Гоголя.

Следующий этап урока — подготовка к чтению поэмы, разговор о характерных чертах художественной манеры Н. В. Гоголя. Урок вводит учеников в мир слова писателя, здесь звучат отрывки из его произведений; Задача урока — подготовить учащихся к восприятию текста, к углублению-погружению в него.

Говоря о характерных чертах художественной манеры Н. В. Гоголя, можно вспомнить тропы и художественные приемы, которые использовал писатель для создания своего художественного

мира: антитезу, повтор, иронию, гиперболу, анафору, эпифору — и остановиться на их «использовании» писателем. Необходимые примеры выписаны на карточки или предъявлены учащимся каким-либо другим способом.

Можно сказать о том, что тропы «овнешняются», теряя значение тропа , объект сравнения начинает преобладать над субъектом, пробка оказывается больше директора.

С целью огрубления иногда в метафоре отвлеченные понятия становятся зримыми: «Мысль не лезла к нему в голову» . «Странная мысль, не то чтобы Чичиков возымел ее, но она вдруг сама собой предстала, дразня и усмехаясь, и прищуривалась на него непотребица! Егоза!»

Нередки метафоры-олицетворения .

Чисто материальное целенаправленно огрубляется .

Создаются распространенные сравнения, в которых объект занимает гораздо больше места, чем субъект .

Разнообразие эпитетов характерно для манеры Гоголя .

Часто встречаются слова в неожиданной позиции ; отдельно посеянные слова ; обыгрывание грамматических форм с целью снижения образа; вместе с учащимися можно проследить это на нескольких примерах голова — важное лицо на селе»).

Для Домашнего задания Можно предложить найти подобные примеры, характеризующие художественную манеру Н. В. Гоголя, в тексте поэмы.

Идейное содержание и художественный мир поэмы

Обсуждается смысл названия .

Беседа на уроке идет с опорой на статью учебника: Кутузов А. Г., Роман ичева Е. С. и др. В мире литературы. 10-й класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений.

М.: Дрофа, 2000. С. 145-147.

Идею поэмы могут сформулировать сами учащиеся , а учитель покажет, что идея отражается в жанре .

Следует обратить внимание на важную роль лирических отступлений, в которых ирония по поводу несовершенства мира поглощается восторгом перед полнотой замысла о мире, что делает «Мертвые души» поэмой. Ирония направлена на действительность, забывшую о своем первообразе.

Указать на трагизм, заключающийся в том, что высокие и добрые качества искажаются в царстве «мертвых душ» . На фоне такой жизни прекрасные качества обращаются в противоположные несовместима с отупляющей неволей.

Домашнее задание Может быть связанным с проверкой усвоенных на уроке знаний либо опережающим, готовящим к анализу системы образов поэмы.

«Вот какой был Ноздрев!»

По форме это может быть урок-исследование, поэтому вначале учащимся предлагается сравнить два высказывания: «Ноздрев еще долго не выведется из мира» и «Гоголь показал особенный мир негодяев, который никогда не существовал и не мог существовать» — и попробовать сделать вывод: Ноздрев типичен или это надуманная индивидуальность? Таким образом, ставится проблема, решить которую поможет только анализ образа персонажа.

Начиная беседу о герое, можно обратить внимание учащихся на поставленный Гоголем восклицательный знак в предложении, вынесенном в тему урока, и выяснить их мнение о персонаже.

Анализируя образ, идем по плану автора, попутно предлагая учащимся следующие вопросы и задания.

— Найдите контраст в портрете Ноздрева и объясните его.

— Почему мы встречаем Ноздрева вне его усадьбы?

— В чем особенность его характера? Как он раскрывается в общении? Привлекательна ли его широта?

— На что герой тратит свою энергию?

— Почему Гоголь называет Ноздрева «историческим человеком»? Какой художественный прием используется в этой метафоре? Стоит обратить внимание учащихся на то, что у Ноздрева нет поступков . Почему?

— Чем отличается речь безудержного помещика? О чем она свидетельствует?

— Есть ли что-то общее у Ноздрева с Коробочкой?

— Каково художественное пространство героя, как он в нем существует?

— С кем из помещиков он близок в своем стремлении расшириться во все стороны?

— Почему глава о Ноздреве начинается лирическими отступлениями об аппетитах?

По ходу беседы на доске можно записать типичные и индивидуальные черты Ноздрева, а в конце сделать вывод, каких черт больше. Это позволит сделать вывод о типичности героя. Учащиеся могут проанализировать лирическое отступление из главы, посвященной Плюшкину, о помещике, «кутящем во всю ширину», очень напоминающем Ноздрева.

— Виновато ли общество в том, что Ноздрев такой?

— Кого из других героев Гоголя он напоминает?

— Актуален ли образ?

Возвращаясь к проблеме, поставленной в начале урока, делаем вывод, кто прав.

Подводя итог, учитель говорит о том, что типичность «в сумме с актуальностью» делает образ персонажа общечеловеческим.

«И до какой ничтожности может снизойти человек!»

Идя по общему плану характеристики помещиков, сразу можно обратить внимание на отличие главы о Плюшкине от других глав, задать вопрос: в чем оно заключается?

Следуя по тексту главы о Плюшкине и обращая внимание учащихся на особую роль деталей, акцентируем внимание на особенной ветхости, лежащей на всем, и работаем над следующими вопросами.

— Есть ли в главе о совершенно опустившемся человеке обнадеживающие знаки?

— Почему именно для Плюшкина автор предполагал возможность возрождения?

— Что общего у Плюшкина с другими помещиками?

— Почему именно в эту главу Гоголь помещает отступление о «помещике, кутящем во всю ширину»? Что роднит их?

— Почему именно на фоне трагедии жизни Плюшкина звучит обращение к юношеству?

— Влияет ли замкнутость или беспредельность художественного пространства на духовность помещиков в поэме?

Домашнее задание Носит обобщающий характер и предполагает размышление над следующими вопросами.

— Что объединяет героев глав о помещиках?

— В чем смысл такого расположения глав? Контраст или нарастание отрицательных качеств?

— Какова роль лирических отступлений о помещиках для понимания их образов?

Чичиков

Беседу с учащимися строим вокруг следующих вопросов.

— Зачем герой скупает «мертвые души»?

— Что сделало возможным его аферу?

— Что позволило воспользоваться ситуацией?

— Откуда эти качества? Только ли сформированы в детстве?

— Что стало результатом его страсти к приобретательству и постоянного надувательства?

— Почему «приобретатель», а не «предприниматель»? Чем герой отличается от «скопидомной» Коробочки и «накопителя» Собакевича? Что общего у Чичикова с помещиками?

— Как ведет себя Чичиков с каждым помещиком? В чем причина его изменчивости?

— Говоря об омертвении героя, следует спросить у учеников, способен ли Чичиков к возрождению. Есть ли в его характере светлые начала?

В качестве Домашнего задания предлагаем учащимся выполнить задание, предложенное в «творческом практикуме» учебника.

Образ Родины

Начало урока предполагает возращение к замыслу: тема России — это основной мотив, побудивший Гоголя к созданию поэмы.

Все в поэме ведет к созданию Целостного образа России, который складывается из четырех аспектов:

А) материального ;

Б) духовного ;

В) современного ;

Г) исторического, которое переходит в вечное .

Целесообразно спросить: почему в отступлении о Родине Гоголь использует обращение «Русь»?

— Как выражается вера в великое предназначение Родины?

Метафорический образ «птицы-тройки», стремящейся выпорхнуть в небо, — это факт, обращающий читателя к миру идеала, к которому он должен устремиться с целью очищения. Здесь возвращаемся к первому уроку и говорим о том, что именно отношение Гоголя к своему таланту и предназначению как мессианскому, его твердая вера в возможность возрождения России-Руси через сближение с Богом легло в основу грандиозного замысла поэмы «Мертвые души». Метафора «Божье чудо» = «молния» — Провозвестник катастрофы бездуховности, оторванности от Первообраза.

Домашнее задание. Образ пути-дороги.

Методический комментарий

Перенесение в программу 10-го класса поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» требует от учителя нового подхода к ее рассмотрению. И в первую очередь — это более тщательное и последовательное обращение к ее поэтике. Именно поэтому из всей системы уроков, предложенных О. Ю. Аракелян, мы выбрали для публикации лишь те фрагменты, в которых внимание сосредоточено именно на этом аспекте, и показали, как может на уроках анализа художественного текста «работать» учебник.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Материалы к урокам по изучению поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». 10-й класс