Рост крупных земельных владений и закрепощение крестьян у франков
1. З Акрепощение крестьян у франков. Знать захватывает землиобменников.
По примеру короля знатные франки набирали себе воинов и за службу давали им участки земли. Чтобы иметь больше земель для раздачи воинам, зпать разными способами присваивала наделы свободных крестьян. Эти захваты облегчались тем, что семейные наделы с конца VI века перешли в частную собственность общинников.
В старинных архивах историки нашли много документов, рассказывающих о том, как франкских крестьян лишали собственности на землю. Нередко знатные франки со своими
У знатных людей было много и других способов, чтобы увеличить свои владения. Как сказано документе того времени, они «ищут случая, чтобы осудить бедняка, а также заставить его идти па войну, и это делается до тех пор, пока бедняк, разорившись, волей-неволей не продаст или не передаст им свою собственность». Страдая от притеснений сильных соседей — графов и дружинников, крестьянин был вынужден обращаться к одному из них с просьбой о «защите».
Но эта «защита» дорого обходилась крестьянину — его земля переходила в собственность
Среди самих общинников тоже выделялись богатые люди. Большинство же общинников беднело и разорялось. Крестьяне страдали от частых неурожаев и войн.
Почти ежегодно их отрывали от хозяйства, призывая в войско. А снарядиться в поход надо было за свой счет. Во время нападений враги нередко сжигали деревни, вытаптывали посевы, угоняли скот.
Трудностями крестьян пользовались богатые общинники. Обедневший крестьянин брал взаймы у богача скот, семена для посева, продукты, а затем отрабатывал свой долг на его поле. Если бедняк не мог в срок выплатить долга, он вынужден был передать богатому соседу в собственность свой надел.
Так немногие общинники становились крупными землевладельцами.
2. З Акрепощение крестьян у франков. Крестьяне теряют свободу.
Лишившись собственности па землю, крестьяне попадали в зависимость от крупных землевладельцев. Крестьянин обычно продолжал вести хозяйство на своем прежнем наделе. Но за пользование наделом он должен был работать на поле господина и отдавать ему часть своего урожая.
Не все зависимые крестьяне оказались в одинаковом положении. Одни из них утратили собственную землю, по сохранили личную свободу. Другие же лишились не только земли, по и личной свободы.
Им запретили уходить из своих деревень. Они были как бы прикреплены к земле и поэтому назывались крепостными. Дети и внуки этих крестьян также оставались в крепостной зависимости от владельца земли.
Франкские короли помогали знати закрепощать крестьян. Один из королевских указов предписывал, чтобы «каждый свободный человек выбрал себе господина».
Крестьяне упорно сопротивлялись закрепощению. Они жили общинами и привыкли все решать сообща. Им было легче сговориться между собой, чем рабам.
Поэтому крестьяне боролись более сплоченно, чем рабы. Нередко они отказывались работать на господ, поджигали их дома и амбары. В одиночку и целыми деревнями они убегали из родных мест и селились на пустующих землях. Самые смелые из беглецов в лесах создавали отряды, отстаивали с оружием в руках свою землю и свободу. Но сила была на стороне знати.
Крупные землевладельцы имели хорошо вооруженные отряды воинов, их поддерживали король и церковь.
3. З Акрепощение крестьян у франков. Рост владений церкви.
Христианская церковь была сильной организацией. Почти в каждом селе был священник. Церковное управление в больших областях возглавляли епископы и архиепископы . Во главе христианской церкви в Западной Европе стоял римский епископ — папа.
Время было тогда неспокойное. Нередко люди, потеряв близких и свое имущество, искали утешения в религии. Эти люди говорили, что они отрекаются от мира и посвящают свою жизнь молитвам; их называли монахами.
Обычно монахи жили группами, вдали от других людей. Их поселения — монастыри были окружены высокими стенами. За ними находились жилые помещения, столовые, церкви, амбары. Поступая в монастырь, монахи давали обещание не иметь семьи, жить в бедности и беспрекословно подчиняться своему начальнику — аббату.
На самом же деле многие из них стремились только к сытой, спокойной жизни, к увеличению богатств монастыря.
Темные, невежественные люди того времени верили, что духовенство своими молитвами избавит их от болезней и неурожаев. Тысячи простых тружеников отдавали священникам и монахам последнее из того, что имели. В документе того времени говорится, что служители церкви увеличивают свои владения, «приманивая блаженством небесного царства, устрашая вечными муками ада, несведущих простаков лишая имущества».
Короли и знатные люди дарили епископам и монастырям земли и ценные вещи. Погубив множество людей, они боялись «божьего гнева» и надеялись, что служители церкви вымолят им прощение.
Епископы и монастыри имели много необработанных земель, подаренных королями и знатью. Они силой и хитростью закрепощали окрестных крестьян. Нередко аббат предлагал крестьянину, страдавшему от недостатка земли, вспахать и засеять пустующий участок. Но, получив дополнительный надел, крестьянин должен был передать в собственность монастырю свой участок.
За пользование своим и дополнительным наделами его обязывали работать в монастырском хозяйстве. Постепенно вся деревня попадала в зависимость к монастырю.
В VI-IX веках у франков образовались два класса: крупные землевладельцы и зависимые крестьяне.