«Рифм зеркальное лицо»
Поэтическая мастерская по теме «Виды рифм»
Слово учителя
Сегодняшнее наше занятие посвящено рифмам. На нем мы повторим и обобщим то, что знаем о рифмах; узнаем о новой разновидности рифм; послушаем стихи, понаблюдаем, как «работают» рифмы в них. А назвать занятие я предлагаю так: «Рифм… лицо».
— Какое слово, умное, точное, вы подберете, чтобы охарактеризовать лицо рифм? Предлагайте свои определения-прилагательные.
Учащиеся предлагают слово «зеркальное», так как рифмующиеся слова, как в зеркале, отражают
— Нашими помощниками сегодня будут «Школьный поэтический словарь» А. П. Квятковского и «Таблица умножения для молодых поэтов» В. Т. Шаламова. Из «Таблицы…» и первая необходимая для занятия мысль: «Научиться писать стихи нельзя Стихи — это вопрос таланта»,
Просмотр видеофрагмента
Разговор о рифмах хотелось бы начать с обращения к видеофрагменту из детского мультфильма про Незнайку — «Незнайкапоэт».
Беседа
— Какую ошибку вначале сделал Цветик, объясняя Незнайке, что такое рифма?
— Попробуйте дать более точное определение этого понятия.
Обратимся к «Школьному поэтическому словарю», отдельные фрагменты которого составляют своеобразный минисловарик, соотнесем определения учащихся со словарным определением.
— Какие виды рифм вы знаете?
— Действительно ли Незнайка был неспособен к поэтическому творчеству?
— Какие рифмы Незнайка подобрал к необычному слову «пакля»?
— Чего не хватало герою мультфильма?
Индивидуальное творческое задание
— Сможете ли вы выполнить задание Цветика — подобрать рифмы к слову «пакля»? Запишите рифмующиеся слова в соответствующую графу таблицы из «Узловых моментов занятия».
— Имея перед собой словарик рифм, нарисуйте «портрет» каждой из них, докажите его верность. Вспомним алгоритм, который поможет выполнить это задание:
поставить ударение в рифмующихся словах; подчеркнуть созвучные части слов; обратившись к собственным знаниям и словарю, найти нужные определения.
Вот что у нас получилось.