Парадоксы Крылова

Крылов, или, как называли его, мифологизировав в середине XIX века, дедушка Крылов, предстает перед нами человеком загадочным и сложным. Несообразностям нет числа. В глазах современников — образец лени, обжорства и неподвижности, этот поэт начинал свой жизненный путь как отчаянный авантюрист и непоседа.

Он родился в Москве 2 февраля 1769 года в семье военного Андрея Прохоровича Крылова. Пушкин в своих подготовительных материалах к «Истории Пугачева», между прочим, отмечает, что Андрей Прохорович в чине капитана служил в Яицкой крепости

и проявил себя как человек мужественный. В 1774 году отец вышел в отставку, поселился в Твери, где получил пост председателя губернского магистрата.

Однако через четыре года он умер, и семья осталась без средств к существованию. Маленькому Ванечке, которому шел только десятый год, пришлось пойти на службу в магистрат канцеляристом.

Однако уже в 13 лет, сказавшись больным , Крылов уезжает в Петербург, где поступает в Казенную палату, надо полагать, благодаря покровительству знакомых его отца С. И. Маврина и Р. Е. Татищева. Сюда же перебирается в 1782 году и его мать с младшим братом Левушкой.

В Петербурге будущий баснописец

развивает кипучую деятельность. В пятнадцать лет он завершает свою первую пьесу — комическую оперу «Кофейница», заводит знакомства в театральных кругах, чему способствовали его остроумие и литературное чутье. Актеры И. А. Дмитревский и П. А. Плавильщиков становятся его друзьями, ему протежирует директор Императорских театров П. А. Соймонов, принявший молодого человека под свое начало на службу в Горную экспедицию. Крылов знакомится с Державиным, живет то в доме поэта и архитектора Николая Львова, то знаменитого драматурга Я. Б. Княжнина.

Но тут-то как раз и назревает один из первых серьезных скандалов. Именно Княжнина поэт изображает литературным вором и проходимцем в очередной своей комедии «Проказники». Достается и почтенной супруге драматурга , которая фигурирует в крыловской пьесе под именем Тараторы.

Соймонов, не разобравшийся, в кого метит Крылов, сначала одобрил пьесу, а потом под нажимом обиженного «Рифмокрада» ее запретил. После чего оскорбленный юноша вызвал своего начальника на объяснение, закончившееся разрывом. Крылов написал скандальное письмо-памфлет, в котором доставалось и Княжнину, и Соймонову. Нашему герою в это время — восемнадцать, он всего лишь губернский секретарь, его противники — известнейший драматург и сановный генерал, и тем не менее молодой поэт угрожает. Угрожает апеллировать к мнению публики, отдав ей на суд не только свои пьесы, но и это издевательское письмецо.

Естественно, дальнейшая служба под началом Соймонова сделалась невозможной. Крылов становится профессиональным литератором.

Надо сказать, что публичное оскорбление, нанесенное генералу, было лишь эпизодом в длинной цепи головокружительных по своей дерзости проделок будущего баснописца. В 1789 году при содействии И. Г. Рахманинова поэт предпринимает издание сатирического журнала «Почта духов», который прямо продолжал новиковскую традицию и был, по признанию ряда современников, едва ли ни «самым колким из всех, какие когда-либо осмеливались публиковать в России» (из «Секретных мемуаров» Карла Массона — секретаря великого князя Александра

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Парадоксы Крылова