Интерпретация стихотворения Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин»
Стихотворение «Поэт и гражданин» было напечатано в качестве предисловия в сборнике некрасовских «Стихотворений». Идейный пафос этого произведения усматривают в контрастном противопоставлении автором противников: Гражданина, олицетворяющего действенный порыв и одушевление, и Поэта с его позицией общественного безразличия. Первый произносит пламенные речи, второй, весь во власти сомнения, неверия в собственные силы, вынужден защищать себя от нападок. Я считаю, что лирическая коллизия «Поэта и гражданина» — это не что иное,
Они пришли к выводу, что диалог героев — это диалог равных, что «персонажи» не только прислушиваются друг к другу, но и принимают, учитывают взгляды собеседника. Русская жизнь поставила их, по существу, в равные условия: участь каждого из этих героев по-своему «жалка». Оба они перед выбором: либо поступиться своими идеями и чувствами, изменить своему назначению как Поэта и как Гражданина, либо не клонить «под иго голову свою»
Незавидна и участь Поэта, хотя, в отличие от «безмолвного гражданина», он обладает даром «свободного слова». Но весь вопрос в том, «свободно» ли оно, это слово. «В свободном слове есть отрада, Но был ли я причастен ей?» — говорит Поэт. «Под игом лет», под гнетом «трудного времени» душа Поэта «согнулась, остыла ко всему, пугливо отступила». Из уст Поэта вырывается стон: Угрюм и полон озлобленья, У двери гроба я стою. По-моему, переживания Поэта находятся в постоянной динамике. Сначала это чувство превосходства, ироничность по отношению к Гражданину, суровая отрешенность, «угрюмство».
Ответы Поэта подчеркнуто прозаичны: «Ну, так уйди, нет охоты говорить, чуть я не уснул». Но затем, задетый за живое словами собеседника, он оживляется, рефлексия уступает место самобичеванию, горькому раздумью о своей судьбе: «Куда жалка ты, роль поэта». В последнем монологе перед нами глубоко несчастный человек, переживающий духовную драму.
Он не только не отвергает обвинения Гражданина, но и предъявляет себе все новые: Когда мой ближний утопал В волнах существенного горя, То гром небес, то яркость моря Я добродушно воспевал. Меняются на протяжении стихотворения и переживания Гражданина, его взгляды на назначения поэзии, поэта. Роль поэзии в начале он готов свести к простому обличительству, к защите обездоленного, униженного: Поэт!
Избранник неба, Глашатай истин вековых, не верь, что неимущий хлеба не стоит вещих струн твоих! В общении с Поэтом Гражданин приходит к заключению, что истинная, гуманистическая поэзия — это полное слияние высокого искусства и гражданских чувств: «Будь гражданин! Служа искусства, Для блага ближнего живи, Свой Гений подчиняя чувству Всеобнимающей Любви». Я считаю, что выбора — поэт или гражданин — не существует. Некрасов отрицает саму эту альтернативу.
Без преувеличения можно сказать, что «Поэт и гражданин» — самое драматическое произведение Некрасова, запечатлевшее мучительную борьбу разноречивых чувств и переживаний в душе Поэта: сомнений и колебаний, обиды и горечи, неверия в свои силы, разочарования и самообличения. Измена идеалам юности и своему назначению поэта, вынужденное приспособленчество — все это слишком дорого обошлось поэту: Склонила Муза лик печальный И, тихо, зарыдав, ушла. При звоне цепей Муза покидает поэта. «Признанья горького полна», она вовсе отворачивается от него. Поэт предал самого себя, убил поэтический талант, и за это он сурово и беспощадно осуждает себя.
На высокой ноте драматической исповеди и заканчивается «Поэт и гражданин». Те начала и тенденции, которые выразились в обобщенных фигурах Поэта и Гражданина, вступали в живое, реальное взаимодействие в личности самого Некрасова. Он совмещал, соединял, сплавлял их в себе — до полной нерасторжимости.
Он был «поэт — гражданин».