Проблема гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне»
Заметным явлением русской литературы начала XX
Века стала пьеса Горького «На дне». Чем же объяснялся
Ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрите-
Ля произвело сочетание предельно реалистического изо-
Бражения людей, достигших последней степени убожест-
Ва, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и
Его правды. Перед глазами публики впервые предстал не-
Виданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то
Есть людей, опустившихся на «дно» жизни. И в нем, как
В опрокинутом зеркале, отразился
Низвергнуты эти люди. Пьеса Горького была проникнута
Протестом против социальных порядков капиталистичес-
Кого общества и страстным призывом к справедливой и
Спокойной жизни. «Свобода во что бы то ни стало — вот
Ее духовная сущность», — так определил идею пьесы
К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.
Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горь-
Ким как воплощение социального зла. Судьба обитателей
«дна» — грозный обвинительный акт против несправед-
Ливого общественного строя. Люди, живущие в этом под-
Вале, похожем на пещеру, —
Ких порядков, при которых человек перестает быть чело-
Веком, превратившись в бесправное существо, обреченное
Влачить жалкое существование. Обитатели «дна» выбро-
Шены из нормальной жизни в силу волчьих законов, ца-
Рящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если
Он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуе-
Мая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неве-
Рие в правосудие заставило Сатина самому отомстить не-
Годяюу погубившему его сестру. Эта месть привела его в
Тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу.
Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене
И ее любовнику, так как не надеялся на защиту со сторо-
Ны представителей закона. Конечно, люди, оказавшиеся в
Костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совер-
Шают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того,
Чтобы общество выбросило их на «дно» жизни, не оказав
Никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родивший-
Ся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо
Иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Кле-
Ща, не желающего смириться с участью ночлежника, не
Помогли ему подняться с жизненного «дна».
Обратившись к изображению жизни городских низов,
Драматург затронул актуальную проблему современности:
Каков выход из создавшегося положения, в чем спасение
Людей «дна»? По признанию самого Горького, основной
Вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Нуж-
Но ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для оби-
Тателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гу-
Манизм утешительной лжи? Носителем его, жалеющим и
Утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он
Искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и ос-
Корбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их
Страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает пос-
Ле смерти жизнь в раю, где она наконец отдохнет от зем-
Ных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать
Новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказы-
Вает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес кото-
Рой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этому спив-
Шемуся человеку надежду на возвращение к прежней
Жизни.
Позиция Луки — идея сострадания к человеку, идея
«возвышенного обмана», который позволяет человеку не-
Сти бремя «низких истин», встречающихся на его тернис-
Том пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обраща-
Ясь к Пеплу, он говорит: «. чего тебе правда больно
Нужна. подумай-ка, правда-то, может, ооух для тебя».
Потом он рассуждает о «праведной земле». Лука не верит
В нее, он знает, что ее нет. Он близорук, чтобы увидеть
Эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов привет-
Ствовать всякую идею, если она способна утешить челове-
Ка, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает
О последствиях лжи, которая рано или поздно раскроет-
Ся. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не
Верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки,
Нуждаются в утешении: «Мне все равно! Я и жуликов
Уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все чер-
Ненькие, все прыгают».
Таким образом, основная черта идеологии Луки — чер-
Та рабства. И здесь Лука перекликается с Костылевым,
Философия терпения — с философией угнетения, точка
Зрения раба — с точкой зрения хозяина. Горький вклады-
Вает эту мысль в уста Сатина: «Кто слаб душою и кто
Живет чужими соками, — тем ложь нужна. Одних она
Поддерживает, другие прикрываются ею. А кто сам себе
Хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому
Ложь?» Гуманизм Луки основан на пассивном сострада-
Нии, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет
Разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным
Безысходным положением. Этого разрыва не смог выне-
Сти Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой
Лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Ос-
Тается один выход — самоубийство. Вместо счастливой
Жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убий-
Ство Костылева попадает на каторгу. Значит, утешитель-
Ная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.
Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, кото-
Рый лишает их последних сил для борьбы с обществен-
Ным злом, социальной несправедливостью, благодаря ко-
Торым и существуют костылевские ночлежки. Антипод
Луки Сатин словесно опровергает философию утешитель-
Ной лжи: «Ложь — религия рабов и хозяев», «Правда —
Бог свободного человека». Он верит в человека, в его
Способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была.
«Человек — вот правда», — утверждает герой. В отличие
От Луки Сатин требователен к человеку и считает, что
Человек все может, раз, все зависит от его дел и идей. Он
Не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью.
Жалеть человека — значит унижать его неверием в спо-
Собность достичь своего счастья, значит искать поддерж-
Ку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недоста-
Ющую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами
Ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг
Звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его
Призвании, силе и красоте. «Человек — вот это правда!
Все — в человеке, все для человека! Существует только
Человек, все же остальное — дело его рук и его мозга!
Чело — век! Это великолепно! Это звучит. гордо!»
Если человек в сущности своей прекрасен и только
Несправедливые социальные условия низводят его до жал-
Кого состояния, то, следовательно, нужно сделать все для
Того, чтобы изменить их и создать такой мир, при кото-
Ром человек станет поистине свободным и совершенным.
И преобразовать жизнь могут только те люди, которые не
Боятся правды и не ищут спасения во лжи.