«Униженные и оскорбленные» в русской классике (по пьесе Горького «На дне»)
В своей пьесе Горький как бы подытожил все свои наблюдения за жизнью «бывших людей». Как и в ранних рассказах, здесь герои писателя — «люди дна». Этот мир обездоленных и отверженных обществом Горький знал хорошо, потому что самому когда-то пришлось зарабатывать на хлеб вместе с такими, общаться с ними и пройти многие километры по дорогам России в их компании.
Судьба распорядилась так, что почти все герои пьесы потеряли все, в ночлежке Костылева они не имеют собственных имен. Им пришлось свыкнуться и приспособиться к окружающей
Актер, например, все-таки творческая натура, очень раним, все у него идет от чувств. Жизнь, которую он ведет, это не жизнь, а лишь существование. Она не удовлетворяет его,
Отличительной чертой Сатина, другого героя пьесы, является то, что он реально оценивает свое положение. Но иногда герой тоже как бы «убегает в прошлое». Когда-то он был образован и много читал. Даже сейчас в своей речи Сатин употребляет слова, незнакомые остальным, громкие выражения, которые привлекают и заставляют людей задуматься. Но эти красивые лозунги идут не из его души, т. к. он их когда-либо слышал или вычитал где-нибудь и просто повторяет, не задумываясь о смысле.
Клещ, еще один герой пьесы, в своем бытии не ждет счастья, но предполагает о каких-то переменах после смерти собственной жены. Но, в конце концов, он не воплощает свои задумки в реальность. От остальных его отличают грубость, постоянная работоспособность.
Это наиболее яркие персонажи в пьесе. Но есть то громадное общее, что объединяет их и остальных. Это — прошлое. Каждый из них держится за него очень крепко. Лишь оно одно доказывает их существование когда-то. Но даже наличие прошлого не помогает героям жить в настоящем, т. к. «в карете прошлого далеко не уедешь».
Появление Луки вносит изменение в жизнь и в мысли обитателей. Он — по-своему мудр, опытен, в какой-то мере философ. Имеет собственную своеобразную теорию о человеке и его бытии.
Для Анны, которая уходит в мир иной, Лука с его ложью явился спасением. Но его обнадеживающая философия оказалась недейственной для других, потому что, поманив в светлые высокие дали, тут же возвратила на грешную землю.