Проблема гуманизма в произведениях Горького
Одним из наиболее принципиальных вопросов русской литературы всегда является вопрос о человеке, его месте в мире и его подлинной ценности. Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX начале XX века, когда история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается потерянной. Большинство русских писателей того времени неоднократно обращаются к теме человека. Горький не исключение.
Творчество Горького открывается серией романтических произведений, в которых писатель раскрывает свои представления
В романтических произведениях Горький выдвигает формулу: Человек есть жизнь. Макар Чудра говорит своему собеседнику: Разве ты сам не жизнь?
Человек центр Вселенной. Любимый герой Горького человек гордый, свободный, смелый. Он может пожертвовать собой
С романтическими произведениями Горького тесно связаны произведения реалистические. В них писатель пытается рассмотреть, насколько романтический герой соответствует действительности, может ли он выжить в реальной жизни. Герой этих произведений тоже свободен, но он мучается своей свободой, не находит себе применения, потому что ни в городе, ни в степи нигде человеку места нет. Горький по-прежнему возлагает надежду на сильного человека (Выходит, братцы мои, что вся опора это мы, говорит Коновалов), но общий тон произведений часто пессимистичен, ибо как же мы будем строить жизнь, если мы этого не умеем и наша жизнь не удалась? .
Из романтизма и реализма возникает главный гуманистический вопрос творчества Горького: В чем истинная правда о человеке? Именно этот вопрос становится главным предметом спора героев пьесы На дне. В период написания пьесы сам Горький, по свидетельству современников, считал истинно гуманной правдой правду Луки. Идея этого героя вера в человека. Для лучшего живет человек.; Человека уважать надо. Лука будит в каждом Человека в высшем смысле этого слова. Вырвавшийся из мира вещей Барон восклицает: А ведь зачем-нибудь-то я родился?! И в ответ на это Сатин, на которого Лука действует, как кислота на старую монету, произносит монолог о том, что человек это высшая правда. Только человек абсолютен. Каждый из людей равен Наполеону, Будде, Христу. Надо только увидеть в себе личность.
Но финал пьесы трагичен. Разбуженные Лукой люди неизбежно вступают в конфликт с внешним миром, а жизнь устроена таким образом, что свободным человек в таком мире быть не может. Правда Луки не выдерживает столкновения с реальностью. Мир негуманен. Революционность пьесы На дне в этом скрытом призыве к изменению мира.
Я создан мыслью затем, чтобы опрокинуть, разрушить, растоптать все старое, все тесное и злое, все грязное и новое создать, сказал Горький. Именно в этом и заключается суть гуманизма, заложенного в произведениях писателя. Человеку надо указать путь к высшей истине, и тогда он захочет и сможет изменить мир так, чтобы стать по-настоящему свободным.