Жизненный путь Ниловны
Это редкое счастье, когда сын может назвать свою мать родной и по духу.
А. М. Горький
Не случайно первым словом ребенка, на каком бы языке оно ни звучало, было, есть и будет слово «мама». Сколько нежности и благодарности сливается в нем! Каким глубоким смыслом оно наполняется с годами! Горький утверждал, что в материнской любви заключена вся поэзия жизни. В образе матери для Горького идеально слились нравственное и созидательное начала. Мать — источник жизни, источник любви. Мать и ее дети — единое целое, если они родные не
Тему духовного родства раскрывает Горький в романе «Мать», само название которого указывает на главного героя произведения. В центре повествования Пелагея Ниловна — мать Павла Власова, рабочего-революционера. Роман построен таким образом, что Ниловна является участником или свидетелем всех описываемых событий. Название романа и его композиция подчинены задаче, которую Горький поставил перед собой: показать, как под влиянием революционных Идей пробуждалось самосознание трудовых масс, формировалось в рабочих чувство собственного достоинства, как включались они в борьбу
В начале романа мы видим робкую, покорную женщину, которая «двигалась бесшумно и как-то боком». Она угнетена пьяным и буйным мужем, постоянными побоями, бедностью. Дикая, беспросветная жизнь! Сегодняшний день похож на вчерашний. Будущего нет. Страх, страх, страх. За себя, за сына. После смерти мужа Ниловна все свое внимание устремила на сына, который уже прошел путь, свойственный обыкновенным парням из слободки, и теперь сосредоточенно и упрямо выплывал «из темного потока жизни».
«Она сердцем поняла, что сын ее обрек себя навсегда чему-то тайному и страшному». Ниловна с тревогой прислушивается к тому, о чем говорят Павел и его товарищи. Она боится, что подобные разговоры плохо кончатся для Павла. Но что-то уже сдвинулось в душе Ниловны, вместо страха рождается новое чувство — гордость за сына. Ненависть к прошлому, «похожему на болото», вырастает в ней. Ее большое сердце, до этого умевшее только бояться, начинает биться в ином ритме.
Постепенно Ниловна освобождается от страха и рабской покорности, религиозных предрассудков. У нее появляются общие духовные интересы с сыном. Из любви к сыну мать выполняет свое первое революционное поручение: распространяет листовки на фабрике. Она начинает понимать идеи сына. «Правду вашу я тоже поняла: покуда будут богатые — ничего не добьется народ: ни правды, ни радости — ничего!» Ближе она стала сыну, гораздо ближе. И на первомайской демонстрации старается не отстать от Павла, идет рядом с ним.
Ниловна меняется духовно в окружении чутких, добрых людей, таких как Андрей Находка, который обучает ее грамоте, Софья, Егор Иванович. С жадным любопытством всматривается она в окружающий мир, который словно впервые распахивается перед пожилой женщиной. Появляется любовь к прекрасному, а вместе с ней — ненависть к «свинцовым мерзостям жизни». Появляются революционные убеждения и «требовательное желание своим языком говорить людям о несправедливостях жизни». Ниловна становится профессиональной революционеркой. Ее любовь к единственному сыну переросла в огромное материнское чувство ко всем борцам за освобождение народа. Сознание того, что она приносит пользу в революционной борьбе, наполняет сердце женщины гордостью, пробуждает в ней чувство самоуважения. «Душу воскресшую — не убьют!»
Не только Ниловна гордится своим сыном, но и Павел гордится своей матерью, которая стала ему и по духу родной. Эта духовная общность укрепляет и наполняет глубоким содержанием любовь матери и сына.
Когда царский суд осудил Павла, мать не поддалась горю. Она мужественно понесла в массы слово сына. Арестованная на вокзале, избиваемая жандармами, она напрягает последние силы, чтобы бросить людям листовки с речью Павла. Из груди ее вырывается пламенный призыв: «Собирай, народ, силы свои во единую силу!». Только на секунду сердце ее «оделось едким дымом страха», но она подумала о чести сына: «Не позорь сына-то! Никто не боится».
Образ Ниловны свидетельствует о глубоком изменении мировосприятия людей, вступивших на путь революционной борьбы. Причем образ этот типичен, реален, не идеализирован автором. Горький писал, что Ниловна — «портрет матери Петра Заломова, осужденного . за демонстрацию 1 Мая в Сормове. Она работала в организации, развозила литературу, переодетая странницей, в Иваново-Вознесенском районе.»
Горький обогатил галерею женских образов, которыми вправе гордиться русская литература, новым для своего времени и совершенно неповторимым, талантливо написанным портретом Ниловны. Литературная героиня намного пережила свой прототип. И хотя сегодня революционное движение начала прошлого века представляется нам в ином свете, чем автору романа, написанного по свежим следам событий, — образ Ниловны понятен и близок сегодняшнему читателю. Близок тем, что это живой образ живого человека, посвятившего себя служению людям.