Ниловна обрисует весь мировой процесс. По роману Горькго «Мать»
В начале ХХ века над писателем снова нависла опасность ареста. С целью предотвратить его и для раскрытия правды о русской революции, агитации против займов царскому правительству, для сбора средств в партийную кассу Горький был направлен за границу.
Из Финляндии, через Швецию, Германию, Швейцарию, Францию он отплыл в Америку в апреле 1906 года. Здесь началась его бурная общественная и творческая деятельность. Бесчисленные выступления на митингах и в печати. Создание первых очерков об Америке («Город желтого дьявола»), сатирических «Мои
Что же имел в виду писатель? Речь идет, видимо, о том,
Тесно — через чувство матери — связаны понятия «революция», «социализм» с этическими: «любовь», «вера», «душа». В столь утонченную сферу и включаются острые, болевые вопросы действительности — как создать союз рабочих, крестьян, интеллигенции, выработать идеологические и нравственные принципы жизни. Процесс этот раскрыт в проекции на конечный его результат — победу «нового сердца». Но главная предпосылка будущего уже существует: борющиеся люди стали понимать себя и друг друга, слились в одно целое. В финальной сцене Ниловна видит себя в единстве со множеством «других глаз — они горели знакомым ей смелым огнем, острым огнем — родным ее сердцу огнем».
Горький не принял толстовской идеи «религиозно-нравственного совершенствования» отдельных личностей. Ранее в «Заметках о мещанстве» (1905) и потом — всю жизнь — резко отрицательно относился к призывам, по его же определению, «двух величайших гениев» — Достоевского и Л. Толстого — к смирению и «непротивлению злу насилием». Представляется, однако, что писатель новой эпохи многое наследует от своих великих соотечественников. И не только изображая существующие противоречия, показывая влияние социальных пороков на человека. Уже в прозе Горького 90-х годов читается знакомая нам по творчеству Толстого и Достоевского взволнованная мысль о благотворном воздействии матери-природы на человека, о возрождающей силе любви. Был, правда, у Горького момент в жизни, когда он предполагал, что «совершенствоваться будем потом», но краткий. В романе «Мать» очищение, обогащение души стало ведущим мотивом. Достоевский и Толстой открыли миру ценность душевного единения, самоотвержения людей «для общего блага». Горький, несомненно, шел проторенной дорогой к пониманию этой высшей нравственности. Только он считал, что ее победа достижима в активной деятельности масс.
В. Воровский, литературный критик, выразил сомнение: «Образ Ниловны был необычен, идеализирован. Ниловна представляет тип надуманный, маловероятный». При создании своей героини Горький, как известно, опирался на реальный опыт матерей сормовского и уфимского революционеров — А. К. Заломовой, А. Ф. Кадомцевой. И все-таки в романе, действительно, выражена желанная перспектива, мечта о духовном возрождении всего мира. Однако как раз эта особенность «Матери» несла характерное для эпохи умонастроение. В «Открытом письме» Горькому рабочие приветствовали «Мать» как воплощение именно идеала, «который несет освобождение от оков жизни не только рабочему классу, но и всему человечеству.
Очень точно замечено: освобождение от оков мрачной жизни всего человечества. Не случайно Горький в конце 1906 года настойчиво повторяет одну фразу: «.каждый день все более убеждает меня в близости революции всемирной». Впечатление это укрепилось в Италии. И потому, что здесь были часты хорошо организованные забастовки. Но прежде всего потому, что итальянские рабочие оказались сознательными, дружными, чуткими к красоте и мудрости, накопленной веками.