Нравственные проблемы свободных людей в ранних рассказах М. Горького
Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его стремление к свободе. Горький хорошо знал мир отверженных. Ведь вместе с ними он прошел многие версты по дорогам России, работал в портах, пекарнях, у богатых хозяев в деревне, вместе с ними ночевал под открытым небом, часто засыпая голодным: «Хождение мое по Руси было вызвано не
Стремлением ко бродяжничеству, а желанием видеть —
Меня», — писал Горький в 1910 году. Именно этот период жизни писателя нашел отражениев таких его ранних произведениях, как «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Макар Чудра» и другие.
Эти рассказы являются не только поэтическими легендами, в них — живая жизнь с ее идейными исканиями и противоречиями. Эти произведения произросли на реальной почве. Своими ранними романтическими рассказами с яркими, страстными и вольнолюбивыми героями Горький стремился разбудить души мещан. Им, этим мещанам, отчаявшимся и опустившимся, Горький противопоставляет своих самоотверженных героев:
Которые предпочитают смерть подчинению даже любимому человеку. Удалой молодец
Лойко и красавица Радда гибнут, отказываясь от любви и счастья, ради которого надо
Пожертвовать свободой. Радда и Лойко стремятся быть вольными как ветер, спутник
Их табора. Их независимость и гордость восхищают и привлекают внимание, но и
Обрекают этих героев на одиночество и невозможность счастья. Они не становятся
Рабами своего чувства. Они готовы отдать за свободу жизнь. И не может «красавец Лойко
Поравняться с гордой Раддой», потому что перед ним было два пути: убить Радду или
Убить себя, и он выбрал самый жестокий путь, забыв об отце девушки, Даниле. Своей гибелью они утверждают, что счастье — это свобода.
Эту мысль Горький выразил устами Макара Чудры, который свою историю о Лойко и Раде предваряет следующими (словами: «Ну, сокол, хочешь скажу одну быль? А ты ее
Запомни и, — как запомнишь, — век свойбудешь свободной птицей». Среди гордых и
Свободолюбивых героев умудренная жизнью старая Изергиль с особенной силой выражает мысль писателя об ответственности человека за себя, свои действия и поступки.
Стаpyxa Изергиль, рассказывающая чудесные сказки и так любящая «красивых
И сильных», прожила жизнь, наполненную «жадной любовью».
Она была подчинена этой ненасытной страсти, но в любви она была свободнее и не позволяла ни унижать себя, ни даже подчинять. Она прекрасно понимала людей, ценила в них лучшее, но искала только любви, и когда любовь проходила, то человек для нее как бы умирал.
«Я никогда не встречалась с теми, кого любила. Это нехорошие встречи, как с
Покойниками». Через всю свою жизнь пронесла Изергиль чувство человеческого
Достоинства; его не могли сломить ни превратности судьбы, ни опасность смерти,
Ни страх потерять любимого человека, лишиться любви. История ее жизни — это
История свободы и красоты высших нравственных ценностей человека.
Ее рассказ о самоотверженном, героическом подвиге Данко кажется нам реальной историей, свидетельницей которой была сама Изергиль. Изергиль противостоит интеллигентам, которые потеряли волю к жизни. Но кто же те люди, ради которых Данко пожертвовал своей жизнью, кого он вывел из тьмы леса и болот на свет и свободу, осветив им дорогу своим горящим сердцем? Это те же люди, против которых борется и Изергиль. Этим произведением Горький призывает современников к борьбе за свободу и счастье
Народа, причем немедленно. Или же взять высшее развитие гордости и вольнолюбия в
Получеловеке Ларре. Ведь в простом человеке они бы просто не смогли так проявиться. А
Вот наказание для Ларры было вполне человеческое. «Человек оплачивает все сам»,
— говорит Изергиль. Ларра же «хотел иметь все и сохранить себя цельным». Он вроде бы и получил все, стал свободен, но все полученное без жертв обесценилось, потеряло смысл. Ларра, Данко, Лойко Зобар — все они могут расстаться с чем угодно, только не со
Свободой.
Герой Горького, запечатленный в «Челкаше» и многих других произведениях («Коновалов», «Бывшие люди»), — это человек, ищущий истину, жаждущий справедливости, но натыкающийся на стену отверженности, становится анархистом. Челкаш не может найти любовь к свободе и поэтому превращается в индивидуалиста-эгоиста, которого жизнь толкает на преступления. В Челкаше Горького привлекает то, что он способен искать правду и смысл жизни. Челкаш, конечно, романтичен.
Он силен, смел, мужествен, по-своему благороден, он способен бросить трусливому и жалкому Гавриле, который едва не убил его, все свои деньги. Челкаш, как и все герои раннего творчества Горького, ищет свободу, но его свобода носит ущербный характер: в ее основе тот же примитивный инстинкт собственника, что и у Гаврилы, которому он
Завидует: «сам себе хозяин», «своя земля», «твой дом». «Ты можешь требовать от
Всякого уважения к тебе» — таковы рассуждения Челкаша.
В целом, Горький как бы открыл нам, что есть где-то, не за морями и океанами, а у нас в России гордые и вольнолюбивые люди. Эти свободные герои противостоят отвергнувшему их обществу своим свободолюбием, независимостью, широтой души и человечностью. В ранних рассказах Горького наблюдается широкая панорама жизни рабочих, крестьян, ремесленников, интеллигентов. Это и бродяги, и воры, и представители молодой буржуазии. Перед нами возникает именно реальная, а не выдуманная жизнь. И самое главное то, что о ком бы ни писал Горький, в центре его событий — личность. Автор выбирал все самое важное и существенное, а отбрасывал «все случайное», что может помешать показать человека таким, каков он есть.
Все герои раннего творчества Горького нравственно эмоциональны и переживают душевную травму, выбирая между любовью и свободой, но онивыбирают все же последнее, обходя любовь стороной и предпочитая только свободу.