Ранняя проза М. Горького (по рассказу «Макар чудра»)
М. Горький известен нам в большей мере как «поэт пролетариата», «выразитель его коллективной души». Действительно, многие произведения этого писателя, ставшие образцом социалистического реализма, посвящены людям, стоявшим у истоков революции, строительства нового общества. Но для полного осмысления личности и творчества писателя не менее важны и другие — ранние произведения Горького, исполненные философской романтики.
«Романтика живет не в светских гостиных. Романтику надо искать. среди великой и могучей природы,.
«Несогласие» с «бескрылым» существованием, несовместимым с «духом смятенным», резкое порицание духовной лени и трусости мещан, непривычный для настроений тех лет эмоциональный подъем отличает экзотические рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
Горький всегда осуждал тех, кто не замечал красоты мира, тех, кто все подчинял мелким, суетным
Своеобразный вызов мещанству, заключающийся в поэтизации кочевой стихии, мы видим в рассказе «Макар Чудра». Картинный цыганский мирок как бы противопоставлен серым обывательским будням. Удивительны и ярки образы героев, созданные автором: колоритная фигура старого цыгана-философа Макара Чудры, его дочери — Нонки, лишь упомянутой автором, но сделано это так мастерски, что Нонка воспринимается как вполне завершенный образ, участник происходящих событий: «На ее смуглом, матовом лице замерла надменность царицы, а в подернутых какой-то тенью темно-карих глазах сверкало сознание неотразимости ее красоты и презрение ко всему, что не она сама». Но как ни прекрасна молодая цыганка, ей далеко до главной героини повествования Макара — Радды, красоту которой «можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку как свою душу знает». Упоминание скрипки вызывает ассоциации с прекрасной, надрывной, плачущей мелодией, неподвластной оценке, звучащей соло. Эта художественная деталь — скрипка в руках у Зобара, талантливого музыканта, колоритно выписанного Горьким: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце.». Красива и душа молодого цыгана: «нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было».
Яркие, почти нереальные персонажи. И чувства их — страстные, обжигающие, не имеют ничего общего с чувствами обыкновенных людей. Но для их горячей крови мало земной любви: «Волю-то, Лойко, я люблю больше тебя», — говорит красавица Радда своему возлюбленному. Но как ни мила прекрасная цыганка Зобару, и для него воля — единственное, ради чего стоит жить. А если «два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя — изувечат».
Не обрели земное счастье Лойко с Раддой, предпочитая умереть, чем потерять вольную жизнь.
Погибли молодые герои, но память о них переродилась в легенды, передаваемые из уст в уста, как свидетельство неискоренимого духа свободы, живущего в человеке.
Дух цыганской свободы, непостижимость бушующих в сердцах молодых цыган страстей создают ощущение бесконечного простора, бескрайнего пространства. Вторят этому и описанные писателем картины природы: «слева — безграничная степь, справа — бесконечное море». «Месяц серебром всю степь залил, и далеко все видно», а море распевает «мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев-цыган».
История их любви, вроде бы случайно рассказанная старым цыганом, воспринимается как один из ответов на те вопросы, которыми задается Макар Чудра в начале рассказа: в чем смысл человеческой жизни? Кому нужен человек? Надо ли «прощать людей и любить их»?
На первый взгляд, кажется, что вольнолюбивый старик восхищается выбором Радды и Зобара, независимость которых не смогла победить даже любовь, но с другой стороны, «.Идешь ты, ну и иди своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо и иди. Может, и не загниешь даром».