Творчество Горького 1905 году
Накануне и в годы первой русской революции Горький поднимается на новую ступень в своем идейно-художественном развитии. Связав свое творчество и общественно-литературную работу с пролетариатом и русской революционной социал-демократией, Горький именно теперь с особой ясностью увидел в большевиках, руководимых Лениным, ту партию, которая сможет возглавить все революционные силы страны и осуществить победоносную социалистическую революцию. И большевики в это время уже рассматривали Горького как активного бойца партии. В ноябре 1904 года
Горький в это время связан с большевистским
Одновременно чрезвычайно активизируется литературная работа Горького. Процветает деятельность издательства «Знание», большие творческие взлеты характерны в это время для писателей-реалистов, объединявшихся вокруг «Знания», и в этом немалую роль сыграл Горький.
Растет влияние и авторитет Горького — писателя-революционера — ив среде украинских писателей и читателей. По воспоминаниям А. Крымского, И. Франко ратовал за то, чтобы переводить на украинский язык «в первую очередь Горького. Горький — краса и гордость мировой литературы. С его творчеством нужно знакомить широкие массы украинского народа». «Мне лично,- пишет Крымский,- Иван Франко называл Горького «человеком- большой сердечности, теплоты и лирической нежности». Горький так же тепло отзывался о Франко2. Когда в январе 1905 года Горький был заточен в Петропавловскую крепость, Иван Франко, присоединяя свой голос к протестам мировой общественности, выступил в защиту великого русского писателя. В статье «Максим Горький», опубликованной в Львовской газете «Новий громадський голос» (№ 9 за 1905 г.), Франко писал: «Глаза всего цивилизованного мира обращены на это проклятое место», где «сидит и мучится еще один из светочей русского народа, краса русской литературы — Максим Горький» 3.
Арест Горького вызвал возмущение честных людей всего мира. Об этом писал В. И. Ленин в статье «Трепов хозяйничает»: «За границей началась энергичная кампания среди образованного буржуазного общества в пользу Горького, и ходатайство пред царем об его освобождении было подписано многими выдающимися германскими учеными и писателями. Теперь к ним присоединились ученые и литераторы Австрии, Франции и Италии» 4.
Под давлением мирового общественного мнения царское правительство вынуждено было освободить Горького. Выйдя из тюрьмы, великий писатель с еще большей энергией отдается общественно-революционной, публицистической и литературной деятельности.
Огромную роль в формировании идейно-эстетических взглядов Горького и утверждении в его творчестве нового художественного метода сыграли выступления В. И. Ленина по вопросам литературы и особенно его статья «Партийная организация и партийная литература», ставшая программой для всей пролетарской литературы. Сформулированный в этой статье принцип партийности искусства стал краеугольным камнем метода социалистического реализма, проявившегося уже в ряде произведений Горького периода первой революции.
Внимание Горького в эти годы занимала проблема интеллигенции и народа. Этой проблеме он и посвятил свою драматургическую трилогию «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905) и «Варвары» (1905). Здесь раскрыт процесс размежевания внутри русской интеллигенции в период надвигавшихся в стране грозных событий. При этом Горького особенно интересовала разночинная интеллигенция, своим происхождением связанная с демократическими слоями русского общества. Из ее среды вышло немало честных людей, посвятивших свою жизнь народу, однако много было и таких, которых назвал «оравой карьеристов и наемников буржуазии.
В своих пьесах Горький выступил как беспощадный обличитель этой лицемерной, а порой и цинически откровенной «оравы» политических перерожденцев. Одновременно он показывает политическое и моральное банкротство тех субъективно честных служителей науки и искусства, которые или совершенно не знали народа или скептически относились к его возможностям. Большое внимание уделено и той части интеллигенции, которая усматривала свои задачи в сближении с народом, в служении его интересам.