Художественный образ России
Поэма Мертвые души самое значительное произведение Гоголя. В ней автор хотел отразить все стороны русской жизни. Вся Русь явится в нем, писал он Жуковскому. Однако писатель не завершил воплощение своего замысла, и в первом томе Мертвых душ Россия показана Гоголем с одного боку, то есть автор выступает здесь как обличитель пороков господствующих сословий. Задача Гоголя озарить картину, взятую из презренной жизни.
Большое внимание автор уделяет изображению поместного дворянства, подчеркивая его деградацию. Главы о помещиках Гоголь расположил
В поэме Мертвые души Гоголь не ограничивается сатирическим изображением господствующих сословий. Одним из основных вопросов произведения является вопрос о путях исторического развития России. Гоголь зорким взглядом художника подметил, что в России середины XIX века деньги начинают играть огромную роль: дельцы, опираясь на капитал, стараются утвердиться в обществе, стать независимыми. Новый тип дельца-предпринимателя отразился в образе Чичикова. Чичиков представляет собой человека, который многими своими чертами отличается от поместного дворянства. По своему происхождению он дворянин, но усадьба не является источником его существования. Справедливее всего, пишет Гоголь, назвать его хозяин-приобретатель. Главное правило Чичикова беречь и копить копейку. Герой проявляет чрезвычайную оборотливость по части приобретения копейки, не брезгуя при этом никакими средствами. Гоголь так же безжалостно высмеивает пороки этого нового типа, как и пороки господствующих сословий. В конце произведения автор говорит о своем герое просто и резко: подлец.
Гоголь показывает, что пороки высших слоев общества и нарождающейся буржуазии отражаются на жизни народа. Так, в Повести о капитане Копейкине автор рассказывает о петербургском чиновнике, государственном человеке, который предлагает израненному офицеру, отстоявшему Россию в войне 1812 года, ждать ответа на прошение. Когда же несчастный калека потребовал хоть какой-нибудь помощи, бездушный чиновник приказал выслать его из столицы. Таким образом. Гоголь обличает не только бюрократическую систему, но и весь самодержавно-крепостнический строй России, который позволяет Собакевичу сдирать по три шкуры с крестьян, а Плюшкину обирать своих крепостных и потом гноить плоды их труда. Крепостная система способствовала деградации и крестьян. В поэме Мертвые души возникают образы крепостных мужиков, примитивных в своем духовном развитии, отупевших в условиях многовекового бесправия. При описании этих образов в словах автора вновь появляется ирония. Так, Гоголь рассказывает о крепостном Петрушке, который.имел благородное побуждение к просвещению, то есть чтению книг, содержанием которых не затруднялся. Однако отношение Гоголя к народу неоднозначно. Автор показывает, что крепостное право не убило свободолюбивый дух народа. Гоголь рассказывает, как крестьяне снесли с лица земли будто бы земскую полицию, в лице заседателя, какого-то Дробяжкина, который повадился ездить в их деревню, что, в иных случаях, стоит повальной горячки. Автор верит в силы, ум, дарования народа, восхищается богатырством русского духа. Талантливость и трудолюбие русского народа изображены в образах ярославского расторопного мужика, который одним долотом и топором смастерил экипаж, плотника-богатыря Степана Пробки, чудо-сапожника Макеича Телятина, каретника Ме-жеева. О талантливости народа говорит и его речь, в которой проявился живой и бойкий русский ум. .Но нет слова, пишет автор, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. Именно свободолюбие народа, его богатырский дух, живой и бойкий ум дают автору право верить в будущее России. Гоголь завершает Мертвые души рассуждениями о судьбе страны и говорит о наличии нерастраченных сил в России. Гоголь сравнивает Русь с летящей не-обгонимой тройкой, которой уступают дорогу другие народы и государства.