Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев в повести «Тарас Бульба»

Первая глава подготавливает читателя к последующим событиям: в ней дается завязка (решение Тараса ехать с сыновьями в Сечь) и представление о времени, когда происходит действие; указывается на условия, в которых складываются характеры, подобные Тарасу; предстают сложные и противоречивые образы самого Тараса и его сыновей. В главе много выразительных жанровых сцен, она пронизана тонким лиризмом. В связи с поставленными задачами в первую очередь рассматриваются характеры Остапа, Андрия и Тараса (целостный образ Тараса дается в конце изучения

произведения). В первой главе для более подробного анализа выделяются три сцены: а) Тарас с сыновьями; б) товарищеская пирушка в честь приехавших сыновей; в) отъезд в Сечь. В хрестоматии опущены описания светлицы, развернутая авторская ремарка о Тарасе й рассказ о матери, сидящей у изголовья сыновей. (Эта сцена послужит предметом особого рассмотрения, когда речь пойдет о песенно-поэтических традициях в стиле повести.)
Первое знакомство с героями Гоголя должно быть живым и впечатляющим. Для этого необходимо уловить богатство интонации и оттенков в словах Тараса и его сыновей, смену настроений, движение чувств, проявления
характеров.
При обсуждении устанавливаем преобладающий в первых репликах Тараса тон удовлетворенности при виде своих «дюжих» молодцов сыновей, его добродушное удивление их нескладным видом из-за странного, нелепого наряда. Это удивление усиливается по мере дальнейшего рассматривания сыновей, причем все открытее становится тон его насмешки. Далее привлекаем внимание к реплике Остапа, которая также вызвала у Тараса удивление, но уже иного характера. Оно определяется совершенно ионом ситуацией — решимостью Остапа постоять за себя, наказать обидчика, кем бы он ни был. Вероятно, Тараса ЭТО даже обрадовало. И, наконец, складывающаяся острая ситуация дает возможность проверить, каков Остап в деле, что, конечно, чрезвычайно интересует Тараса: «Посмотрю я, что ты за человек в кулаке!»
Так уясняется поведение действующих лиц, идут поиски правильной интонации при произнесении отдельных реплик героев. Нетрудно заметить, что материал главы сценичен, поэтому можно попытаться провести анализ первого эпизода и путем его инсценирования. Относительная сложность и новизна приема потребует, помимо глубокого проникновения в текст, отбора и обдумывания ряда конкретных деталей, усиленной работы воображения.
Остап и Андрий-сыновья Тараса, только что вернувшиеся из Киевской бурсы, «два дюжие молодца» в длинных «свитках». Далее необходимо отобрать в тексте все детали, рисующие место действия. На сцене это будут декорации. В пьесе принято давать развернутую ремарку, в которой более или менее подробно описывается окружающая обстановка, на фоне которой развертываются события.
Яркость эпизода встречи Тараса с сыновьями неоднократно привлекала внимание иллюстраторов. Чтобы отчетливее представить себе место действия, внешний облик и психологическое состояние героев, предлагаем учащимся сопоставить иллюстрации Т. Г. Шевченко («Встреча Тараса с сыновьями») и П. П. Соколова («Возвращение из бурсы»). Сначала все идут по пути сюжетного сопоставления: художники изобразили близкие, но не адекватные ситуации. На иллюстрации Шевченко, помещенной в хрестоматии, Тарас добродушно, но колко смеется над сыновьями, дразнит их; Остап угрожающе засучивает рукава, отнюдь не собираясь прощать обиду; огорченная мать робко стоит

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев в повести «Тарас Бульба»