Н. В. Гоголь в современной литературе


Историко-биографическая проза о великом писателе переболела всеми болезнями роста этого жанра. Несколько изданий выдержала трилогия В. Авенариуса “Школа жизни великого юмориста”. Автор ее достаточно добросовестно и обстоятельно скомпоновал биографические факты, но у него Гоголь-человек и Гоголь-художник существуют вне исторической эпохи. Перед нами не книга о становлении граж-данина и великого сатирика, “аналитика пошлости пошлого человека” (Ап. Григорьев), а развлекательные сцены из жизни “великого юмориста”. Манера автора лишена психологизма, история жизни Гоголя не доведена до кульминации жизненных и творческих исканий.
Современная художественная гоголиана богата и разножанрова. Кроме романов, о которых будет идти речь, можно обратить внимание учителя на многочисленные произведения в жанре “малой прозы” с разной степенью соотношения художественного и документально-очеркового начала: “Именины” Ю. Гаецкого, “Гоголь и Лермонтов” В. Захаржевского, “Птицы в клетках” А. Шишко, “Рассказы о Гоголе” Е. Сереб-ровской, “Шинель” Л. Борисова, “Дом в Васильевке” И. Золотусского, “Петербургская повесть” М. Васиной. Рассказы-эссе о” Гоголе он найдет в книгах А. Горелова “Очерки о русских писателях”, Г. Степанова “День из жизни писателя”. Кроме того, образ Гоголя в плане яркой, могущей заинтересовать учителя характеристики проходит через историко-биографические книги, в которых он не является главным действующим лицом: “К вершинам искусства” и “Портрет по памяти” А. Борщаговского, “Последние годы Багрова-внука” Н. Яновского-Максимова, “Недуг бытия. Хроника дней Евгения Баратынского” Д. Голубкова. В этот ряд можно поставить приключенческий роман В. Синенко “Золото Черной горы”.
Однако наиболее полными возможностями раскрытия сложного образа великого художника обладают произведения “большой прозы”, в которых образ Гоголя преломился не только через авторскую концепцию, но и через идейно-художественные тенденции своей эпохи. “Суд” над писателями прошлого во многом определил трагедийно-обличительный аспект видения Образа писателя и в незавершенной трилогии С. Н. Сер-геева-Ценского “Ночь и Гоголь” – опубликована только третья часть ее “Гоголь уходит в ночь”. Писатель с клинической точностью нарисовал распад личности великого художника, задушенного беспросветной ночью николаевской реакции. Современная критика в отличие от критики 30-х годов не находит в книге Сергеева-Ценского смакования биологической стороны трагедии Гоголя: “Ценский сделал смелую попытку показать Гоголя этого периода как человека, причем человека больного и глубоко несчастного, сознающего свою болезнь, но не. желающего и не пытающегося бороться с нею, потому что у самого стала. “мертвая душа”.
Последние годы жизни Гоголя, время работы над “Мертвыми душами”, мучительные поиски гармонии жизни стали предметом художественного осмысления в романе Ольги Форш “Современники”, который и сегодня не утратил своего художественного значения в трактовке драмы двух гениев – Гоголя и Александра Иванова. Обратившийся к этой книге учитель-словесник найдет подробный комментарий к ней в издании: Форш Ольга. Собр. соч.: В 8 т.- М.; Л., 1962-1964.-Т. 2.-С. 469-500. Подробный анализ романа содержит монография: Тамарченко Анна. Ольга Форш: Жизнь, личность, творчество.- 2-е изд., доп.-Л., 1974.- С. 292-324. Содержательный разбор романа сделан также С. М. Петровым в его книге “Советский исторический роман” (М., 1958).
Роман О. Д. Форш был начат в 1924 г. Его значение в литературной борьбе эпохи определялось полемикой с рапповским нигилизмом по отношению к куль-туре прошлого и ее великим деятелям. Основная коллизия романа – в споре двух великих современников о судьбах современного им искусства. Гоголь показан писательницей на том идейном и нравственном переломе, когда он разуверился в возможностях искусства преобразить жизнь и стал искать в нем способ спасения души. Трагической судьбой Гоголя писательница утверждает, что уход от запросов современности обрекает даже гениального художника на творческое бессилие.
Писательница сознательно сместила хронологию, “спрессовала” события: то, что происходило с Гоголем в 1845-1849 гг., вместилось в полгода условного романного времени, создавая иллюзию стремительности исторического движения, обрушившегося на писателя, не сумевшего осмыслить до конца характер своей эпохи. Он умер как творец-мыслитель, согласно концепции Форш, еще до своей физической гибели, потому что отступился от нужной для России гражданственной, преобразующей миссии литературы. Но писатель-ница несколько упростила сложный и растянутый во времени характер этого процесса. В романе поставлена актуальная и сегодня проблема связи духовной культуры с революционно-освободительным движением. В советской критике утвердилось мнение, что сильные и слабые стороны талантливой книги обусловлены не только индивидуальной манерой автора, но и тенденциями эпохи его создания-духовная драма Гоголя оказалась оторванной от исторических судеб России.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Is grammer a branch of linguistics.
Сейчас вы читаете: Н. В. Гоголь в современной литературе