Родная природа в лирике Есенина
Сергей Есенин — певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного и нежного сердца. В них «русский дух», в них «Русью пахнет». Он как бы создан специально для поэзии. Размашистые, удивительно русские стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, «неисчерпаемую печаль» которых умел он так эмоционально и так звонко передать.
Запас детских впечатлений был у Есенина велик. С детства перед его взором открывались чудесные картины
Уже первые задорные и звучные стихи Есенина отражают мир многоцветный и радостный. Все в нем живет и дышит, развивается. Поэт замечает росу на крапиве,
В его первых стихотворениях уже слышится самостоятельный голос будущего большого поэта, горячо любящего и остро чувствующего родную природу во многих, часто еле уловимых, оттенках. Нам открывается прекрасный мир цветов, звуков, запахов. Сравнения и метафоры помогают Есенину раскрыть его в своем естественном многообразии. Есенинская зарница не просто светит в темной ночи, сноп ее лучей рассыпается в нежных струях облаков, освобождаясь от связывающего пояска: «Распоясала зарница в темных струях поясок». А лунный луч поэт уподобляет серебряному перу, заря у него ассоциируется с маковым цветом, в сонной тишине зимнего леса отчетливо горят снежинки в золотом огне луны, «заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром», роса превращается в синие охлопья на зеленых кустах лугов. Увядание природы, время, когда, как писал другой великий поэт, полыхают «в багрец и золото одетые леса», Есенин уподобляет пожару, осень — поджигателю, отсюда образ: «Горек запах черной гари, осень рощи подожгла». Казалось бы, противоестественный для осени запах леса находит оправдание, если представить голые деревья, «сожженные пожаром осени».
У Есенина и цвет, и звук удивительно соединяются в одном образе: «звонкий мрамор белых лестниц», «хвойной позолотой взвенивает лес», «синий лязг подков», «стозвонные зеленя». Из реальной сельской жизни черпает поэт замечательные образы: «словно космища кудесниц, звезды в яблонях висят», «по лощинам черных пашен пряжа выснежного льна», «на равнине льется березовое молоко», «облака вяжут кружева», «рассвет рукой прохлады росой сшибает яблоки зари».
Удивительно умение поэта находить все новые и новые неповторимые оттенки: если белый цвет черемухи Есенин сравнил однажды со снегом: «сыплет черемуха снегом», то дальше возникает другой образ: «как метель, черемуха машет рукавом». Иногда образы прямо противоположны. В первом случае снег черемухи подчеркивает свежесть зелени и росы, красоту «шелковых трав», «смолистый запах сосны», «буйную прелесть весны» и вызванные ею радости поэта. Во втором — взята не прелесть буйного опьяняющего цветения черемухи, а ее белый цвет, который уподоблен холодности метельного цвета снега, призванного подчеркнуть неуютность, неустроенность края забытого и заброшенного, вызывающего у поэта чувство досады, горечи, сожаления. Поэтому и цвет черемухи превращается в холодную и неприятную метель, под снежные вихри которой в окна заброшенных избенок стучится смерть.
Березка привлекает внимание поэта своей стройностью, белизной ствола, густым убранством кроны. Ее неяркий, но изящный наряд вызывает в сознании поэта ряд неожиданных ассоциаций. Ветви березки превращаются то в «шелковистые косы», то в «зеленые сережки», а цвет ее ствола — то в «березовое молоко», льющееся по равнинам родной земли, то в «березовый ситец». При дуновении летнего ветра ветви березок колышутся и, «как сережки», звенят. Отсюда образ: «В роще по березкам белый перезвон». Поэт очень удачно подмечает сходство стройной березки с девушкой, а украшающие ее сережки и косы — с ветвями дерева. Вот почему звон сережек березки напоминает ему девичий смех, а девичий смех звенит, как ветви березки: «Мне навстречу, как сережки, прозвенит девичий смех».
Россия представляется поэту как бескрайние просторы родных полей, лугов, лесов, рек и озер, наполненных многоголосыми звуками, окрашенными в переменчивые цвета, со своими запахами и всем, что составляет чувственный мир, находящийся в посто янном движении и изменении: то ослепительно белый, с воем и свистом метели, то ярко-зеленый, то багряный и рыжий, подчас закованный в лед и разливающийся половодьем, то хмурый и пасмурный, а то алый, бесконечно глубокий, в лучах зорь и зарниц. Синь становится то мраком («роща синим мраком кроет голытьбу»»), то васильками «в сердце светится», то, олицетворяя просторы Руси, «сосет глаза» («Не видать конца и края, только синь сосет глаза») и превращается в голубую Русь. Цвет ассоциируется с Родиной, которая, в свою очередь, видится поэту то синей, то голубой, то малиновой, то белой (Русь — «малиновое поле», «равнины полей» — «березовое молоко»).
Лирический талант Есенина виден даже в оформлении строк, строф и отдельных стихотворений. Радость и горе, буйство и печаль, наполняющие его стихи, он выражает немногословно, добиваясь выразительности в каждом слове, в каждой строке. Нескольких строк ему достаточно для создания законченной и яркой картины. Например:
По лугу со скрипом Тянется обоз —
Суховатой липой Тянет от колес.
Всего лишь несколько слов, но ими сказано многое — запечатлено и место действия, и его образ в звуках и запахах. Созданную поэтом картину движущегося обоза можно видеть, слышать, обонять.
Творчество Есенина — очень противоречиво и неоднородно, порою беспросветно грустное и безысходное, порою жизнерадостное, бодрое и смеющееся. Но именно в лирике выражено все, что составляет душу есенинского творчества: до краев наполненные неувядаемой свежестью картины русской природы — «половодье» самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств.