ГОГОЛЬ КОМЕДИЯ ‘РЕВИЗОР»

Комедия Н. В.
Гоголя «Ревизор» была написана в 1836 году.
Комедия точно отражает время ее написания,
Время эпохи Николая I, время
Доносов и слежки. Сам Гоголь замысел «Ревизора»
Определил так: «В «Ревизоре» я решил
Собрать в кучу все дурное в России, какое я
Точно знал, все несправедливости. и за
Одним разом посмеяться надо всем».
Сюжет
Комедии рожден действительностью, он
Навеян извращениями николаевской реакции:
Одного петербургского молодого чиновника
Принимают в провинциальном городе

за
Ревизора, и он, весело проведя время,
Обобрав чиновников, безнаказанно уезжает.
Такая ситуация характерна для
Бюрократического режима николаевской
России, когда служили лицам, а не делу, когда
Каждый, или почти каждый, находясь на службе,
Старался
Обмануть другого.
Городничий
Делами города не занимается и всех держит в
Страхе своей свирепостью. «Такие обиды
Чинит, что описать нельзя»,- жалуются на
Него купцы. Приказал, не разобравшись,
Высечь унтер-офицерскую жену на базаре.
Городничий берет взятки, и только в больших
Размерах. Под стать городничему и другие
/> Чиновники: завистливые, ограниченные, они
Рассматривают службу только как источник
Дохода. Судья Тяпкин-Ляпкин прочел в жизни
Пять или шесть книг, и поэтому считается «вольнодумцем»,
Взятки он берет борзыми щенками. Попечитель
Богоугодных заведений Земляника запустил
Дело так, что больные в халатах похожи
Больше на «кузнецов». О том, что
Представляет собой «наставитель юношества»,
Смотритель учебных заведений Хлопов,
Свидетельствует его же реплика: «Не
Приведи Бог служить по ученой части! Всего
Боишься.»
Для того,
Чтобы полностью понять характер Сквозник-Духановского,
Достаточно пронаблюдать его действия.
Городничий, получивший «уведомление» о
Тайном приезде ревизора, собирает своих
Подчиненных и дает им совет, как правильно
Приготовиться к этому «пренеприятному
Событию». Почти сразу же
Выясняется, что в местном трактире уже
Появился кто-то, денег за еду не платит и
Ведет себя вызывающе. Этого было достаточно,
Чтобы перепуганные чиновники приняли
Обыкновенного человека за важную особу.
Каждый из
Героев, встревоженный известием о
Возможной ревизии, ведет себя в
Соответствии со своим характером и своими
Действиями против закона. Городничий
Приезжает в трактир к Хлестакову, полагая,
Что тот — ревизор. В первые минуты оба
Напуганы: городничий думает, что этот
Приезжий не доволен порядками в городе, а
Хлестаков подозревает, что его хотят
Отвести в тюрьму за неоплату накопившихся
Счетов. Эта сцена раскрывает суть, этих двух
Характеров: трусливость и увертливость
Хлестакова и многоопытную изворотливость
Городничего. Постепенно Хлестаков начинает
Понимать, что его принимают за какое-то
Важное лицо, и поэтому рассказом о своей
Столичной жизни старается придать себе еще
Больше важности. Все по-очереди ездят к
Хлестакову, стараясь предупредить его
Действия. Каждый знает о своих грехах и
Старается привлечь внимание «ревизора» к
Недостаткам другого. Поливая грязью друг
Друга, чиновники раскрывают, как низко и
Мерзко они живут. Льстят, заискивают,
Стараются откупиться взятками.
Хлестаков в
Этом обществе чувствует себя все проще: он
Обедает у городничего, ухаживает за его
Женой и дочкой, «одалживается» у
Чиновников, принимая все, что можно, и от
Купцов и т. д.
Случай с
Хлестаковым ничему не научил чиновников. К
Приезду настоящего ревизора ни городничий,
Ни его подчиненные оказались не готовы.
Пьеса заканчивается немой сценой.
Мастерство
Гоголя проявилось не только в том, что
Писатель сумел точно передать дух времени,
Характеры персонажей, соответствующие
Этому времени. Гоголь удивительно тонко
Подметил и воспроизвел языковую культуру
Своих героев. У каждого персонажа свой
Склад речи, своя интонация, лексика. Речь
Хлестакова бессвязна, в разговоре он
Перескакивает с одного момента на другой: «Да
Меня уже
Везде знают. С хорошенькими актрисами
Знаком. Я ведь тоже разные водевильчики.
Литераторов часто вижу». Речь попечителя
Богоугодных заведений очень изворотлива,
Льстива. Ляпкин-Тяпкин,
«философ», как его называет Гоголь,
Говорит невразумительно и старается
Употребить как можно больше слов из
Прочитанных им книг, делая это часто
Невпопад. Бобчинский и Добчинский всегда
Говорят наперебой. Их словарный запас
Сильно ограничен, они обильно пользуются
Вводными словами: «да-с», «изволите видеть».
Белинский
Выделил в комедии два конфликта: внешний —
Между чиновничеством и мнимым ревизором, и
Внутренний — между самодержавно-бюрократическим
Аппаратом и широкими слоями населения.
Решение ситуаций в пьесе связано с
Характером этих конфликтов. Внешний
Конфликт обрастает множеством самых
Нелепых, а потому смешных столкновений.
Гоголь не щадит своих героев, обличая их
Пороки. Чем беспощаднее автор к комическим
Персонажам, тем драматичнее звучит
Подтекст внутреннего конфликта. Это —
Бередящий душу гоголевский смех сквозь
Слезы.
«Смех
Гоголя — средство борьбы с общественными
Пороками, он положительно сказывается на
Формировании новых воззрений и
Нравственности. Достижения Гоголя как
Драматурга проложили дорогу пьесам А. Н.
Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М.
Горького.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)