Эстетические взгляды и художественные принципы Гоголя
Они развивались в тесном соприкосновении с его интенсивными идейными, литературными исканиями. Существенную особенность творческого метода писателя составляют прежде всего оригинальное сочетание романтизма и реализма, а затем мощный рост принципов реалистического искусства.
Соотношение романтизма и реализма было охарактеризовано ранее. Здесь же важно подчеркнуть неоднозначность связей писателя с романтизмом. В его произведениях нашли свое отражение такие начала метафизического романтизма, как изображение жизни, судеб людей под
В свою очередь, романтизм народной вольности обычно предстает в сочетании с выразительной обрисовкой быта, характеров, в то время как начала метафизического романтизма вступают в ощутимое противоречие с реальным изображением действительности, раскрытием
Создавая свои реалистические произведения, Гоголь не только преодолевал творческие принципы романтизма, но и воспринял некоторые его особенности, в том числе в области поэтики. Воспринимая, он трансформировал их. Если для одних крупных художников, например Пушкина, важное значение в этом смысле имели завоевания романтической литературы в раскрытии внутреннего мира человека, то Гоголь преимущественное внимание уделил в реалистическом повествовании, драматическом действии характерному для романтизма изображению необычного и исключительного. Необычное, «невероятное» выразительно раскрываются в построении «Женитьбы», «Ревизора», «Мертвых душ», так же как и в использовании гиперболы. Особый интерес писатель проявлял к освоению фантастики как средства реалистической обрисовки действительности. И он достиг в этом блистательных результатов. «Нос» подлинный шедевр фантастико-реалистического повествования. С большим мастерством фантастика использована в «Шинели».
Освоение «невероятного», фантастического в целях освещения реальных черт, свойств действительности, характеров подчеркивает, с одной стороны, силу связей Гоголя с жизнью, глубокое восприятие им различных ее сторон и многообразие его реалистического искусства — с другой.
В постоянном и пристальном изучении действительности писатель видел истинный источник творчества, основу, для создания реалистических художественных образов. «Это полное воплощение в плоть, это полное округление характера совершалось у меня только тогда, когда я заберу в уме своем весь этот прозаический существенный дрязг жизни, когда, содержа в голове все крупные черты. характера, соберу в то же время вокруг его все тряпье до малейшей булавки, которое кружится ежедневно вокруг человека, словом — когда соображу все от мала до велика, ничего не пропустивши» (VIII, 453).
Изображение жизни в ее реальном облике, во всех ее образующих элементах было важнейшим принципом творческого труда Гоголя. В статье «Несколько слов о Пушкине» он подчеркивал необходимость для художника «быть верну одной истине, быть высоким там, где высок предмет, быть резким и смелым, где истинно резкое и смелое, быть спокойн