Классный час “Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?..”

Администрация Бурлинского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Притыкинская основная общеобразовательная школа”

“Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?..”

Разработала – учитель начальных классов

Имамбаева Галина Васильевна

2015г.

Цели и задачи:

1.Чтить память героев войны, отдавших свою жизнь за

Родину, за освобождение народов от фашизма.

Нет на свете Родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звезды всех светлее,

Где

отрадны рощи и леса.

2. Где в реках стремительные воды

Голубеют, словно бирюза,

Где, когда настанет непогода

Весь народ выходит как гроза.

Ведущий. Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Незабываемыми страницами вошли в историю войны подвиги советских войнов у стен Брестской крепости, под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Севастополем, на Курской дуге и других славных местах В 65-раз празднует наш народ День Победы.

Этот праздник остается радостным и трагическим.

Никогда не исчезнут из памяти народной гордость за великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ.

3.Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

Ведущий. 9 Мая. День Победы-” это праздник со слезами на глазах”.

64 года прошло с того памятного. Дети родившиеся после войны, уже стали взрослыми, и у них родились свои, дети…Война постепенно уходит в прошлое, становясь страницей в учебнике истории. Посмотрите на цифры вдумайтесь….

От Бреста, где началась война, до Москвы, где фашистов остановили,-1000км. От Москвы до Берлина, где война окончиоась,-1600км. Итого 2600км…Это если по прямой считать…Так мало, правда?

2600км – это если поездом, то менее 4суток, самолетом – примерно 4 часа…С боями, перебежками и позком-4года.

4 года! 1418 дней. 34 тысячи часов и 27 миллионов погибших соотечественников.

Если по каждому погибшему из 27 мл объявить минуту молчания, страна будет молчать…43 года! 27мл 1418-это значит погибало 13 человек в минуту. Вот что такое 27 миллионов!

Война и дети..Не ничего страшнее, чем эти слова поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает…Сегодня мы увидим войну глазами детей. Представьте себе замечательный летний день, воскресенье.

У детей каникулы, у их родителей-отпуск, у всех – выходной…

Девочка: К началу второй мировой

Мы в школу еще не ходили.

На станцию по мостовой,

Окутанный облаком пыли,

Катился ночной грузовик,

Подвода с утра грохотала,

Как будто по стеклам квартала

Хлестало из туч грозовых.

Над речкой, у самой воды,

Играл выпускник на гитаре,

Цвели задыхаясь, сады,

И низкие птицы летали.

Такая стояла пора.

Неведенье.

Детство.

Жара.

Ведущий. И вдруг – как гром среди ясного неба…

Мальчик. Отца забрали на войну.

…Мальчишка – шпингалет,

Но враз прибавила ему

Война так много лет

“Так что же, мать?

Так, значит, мать,

Я в доме голова?

Ты начинай белье стирать

А я – колоть дрова!

Ты говоришь;

Дровец чуток

Осталось.

Так и быть,

Продай слона

Продай свисток!

Без них ведь можно жить!

Продай матроску, говорю!

Теперь не до тряпья.

Ты только, Мама, не горюй!

Не брошу я тебя!”

Ученик. “Наше поколение по возрастной причине не участвовало в Великой Отечественной, но горечь первых отступлений, страдания под гнетом оккупации, липкий хлеб эвакуации пополам с полынью и лебедой, шелест похоронок в руках наших матерей, смертельный страх потерять продуктовые карточки, спрятанные в холщовый мешочек на шее,- все это было суровой начальной школой нашего поколения” .

Ученик. Мы были серыми, как соль.

А соль – на золото ценилась.

В людских глазах застыла боль.

Земля дрожала и дымилась.

Просили, плача: “Мама, хлеба!”

А мама плакала в ответ.

И смерть обрушивалась с неба,

Раскалывая белый свет.

Да, мало было хлеба, света,

Игрушек, праздников, конфет.

Мы рано выучили это

Безжалостное слово – “Нет!”

Так жили мы, не зная сами,

Чем обделила нас война.

И материнскими глазами

В глаза смотрела нам страна.

Мы были бережно хранимой

Ее надеждой в горький час-

И свет, и соль земли родимой,

И золотой ее запас.

Ученик. Война меня кормила из помойки,

Порешься – и что-нибудь найдешь.

Как серенькая мышка – землеройка,

Как некогда пронырливый Гаврош.

Зелененький сухарик, корка сыра,

Консервных банок терпкий аромат.

В штанах колени,

Вставленные в дыры,

Как стоп – сигналы красные, горят.

И бешеные пульки

Вместо пташек

Чирикают по-своему…

И дым, как будто знамя

Молодости нашей,

Встает над горизонтом золотым….

.

Ученик. “Когда нам не хватало тетрадок, мы писали диктанты на газетах, между строк сообщений Информбюро, и были сами похожи на эти хрупкие неуверенные буковки между строками истории нашего народа” .

Ученик. Я учился писать…

Мимо школы – колонны, колонны

Колыхались рекой

И впадали в невидимый фронт…

Я учился писать,

Не спеша, с нажимом, с наклоном,

И скрипело стальное,

Защитного цвета перо…

Я учился писать…

Где-то плавились танки,

Где-то люди кричали,

Умирая в огне и дыму…

Я учился писать

Изложения о Каштанке,

Я учился страдать

Над судьбою Герасима и Муму.

Я учился писать,

И хрустящие хлебные карточки

От себя отрывала

По клеточке

Мать,

Чтоб меня не тошнило,

Чтоб меня не шатало за партою…

Я учился писать!

.

Учитель. “Собирая колоски на полях, лекарственные растения, шефствуя над ранеными фронтовиками в госпиталях или над семьями погибших воинов мы чувствовали себя маленькими солдатами Красной Армии, борющихся против фашистских захватчиков” .

Ученик. Зачем ты, война

У мальчишек их детство украла

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать

Мальчишки России

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Камой холодный рассвет.

Собрал самых лучших рабочих

Директор завода,

А было рабочим –

Всего по 14лет.

В усталые лица глядело суровое время.

Ученик. Как только рабочую премию-

Банку варенья-

Пред ними, мальчишками,

Кто – то поставил на стол.

И вот над заводом, над лесом

В снегу задремавшим,

Среди подступившей внезапно

К сердцам тишины

Повеяло чем – то давно позабытым, домашним

Как будто бы не было больше на свете войны.

…Ах, банка варенья простое и верное средство

Напомнит о том,

Что, как жизнь у людей ни горька,

Но будет еще у мальчишек и солнце, и детство

И синее небо, и запах простого цветка!

Ученик. Сорок трудный год.

Омский госпиталь…

Коридоры сухие и маркие.

Шепчет старая нянечка:

“Господи!..

До чего же артисты маленькие….”

Мы шагаем палатами длинными.

Мы почти растворяемся в них

С балалайками, с мандалинами

И большими пачками книг…

Что в программе?

В программе – чтение,

Пара песен военных, правильных….

Учитель. Да, мальчишки и девчонки здорово помогали в тылу. Но тысячи их было и на фронте, вместе с бойцами.

Казачок: Чего стоишь?

Ваня: Хочу и стою.

Казачок: Иди, откуда пришел.

Ваня: Сам иди. Не твой лес…

Казачок: А вот мой!

Ваня: Как?

Казачок: Так. Здесь наше подразделение стоит.

Ваня: Какое подразделение?

Казачок: Тебя не касается. Видишь – наши кони.

Ваня: А ты кто такой?

Казачок: Знаки различия понимаешь?

Ваня: Понимаю!

Казачок: Ну так вот. Ефрейтор гвардейской кавалерии. Понятно!

Ваня: Да! Ефрейтор! Видали мы таких ефрейторов!

Казачок: А вот представь себе, ефрейтор! Видал?

Ваня: Великое дело!

Казачок: Великое, не великое, а медаль, за боевые заслуги. И ступай себе, откуда пришел, пока цел.

Ваня: Не больно модничай. А то сам получишь.

Казачок: От кого?

Ваня: От меня.

Казачок: От тебя? Молод, брат,

Ваня : Не моложе твоего.

Казачок: А тебе сколько лет?

Ваня: Тебя не касается. А тебе?

Казачок: Четырнадцать.

Ваня: Хе!

Казачок: Чего – хе!

Ваня: Так какой же ты солдат?

Казачок: Обыкновенный. Гвардейской кавалерии.

Ваня: Толкуй! Не положено.

Казачок: Чего не положено?

Ваня: Больно молод.

Казачок: Постарше тебя.

Ваня: Все равно не положено. Таких не берут.

Казачок: А вот меня взяли.

Ваня: Как же тебя взяли?

Казачок: А вот так и взяли.

Ваня: А на довольствие зачислили?

Казачок: А как же!

Ваня: Заливаешь.

Казачок: Не имею такой привычки.

Ваня: Побожись.

Казачок: Честное гвардейское.

Ваня: И оружие дали?

Казачок: А как же! Все что положено. Видал мою шашечку? Знатный, братец, клинок. Да это что!

У меня еще бурка есть. Бурочка что надо. Но я ее только в бою надеваю.

Ваня: А меня не взяли. Сперва взяли, а потом сказали – не положено. Я у них даже один раз в палатке спал.

У разведчиков, у артиллерийских.

Казачок: Стало быть, ты им не показался, раз они тебя не захотели принять за сына.

Ваня: Как это – за сына? За какого?

Казачок: Известно, за какого. За сына полка. А без этого не положено.

Ваня: А ты – сын?

Казачок: Я – сын. Я, братец, у наших казачков уже второй год за сына считаюсь. Они меня еще под Смоленском приняли.

Меня сам майор Вознесенский на свою фамилию записал, поскольку я являюсь круглый сирота. Так что я сейчас называюсь гвардии ефрейтор Вознесенский и служу при майоре Вознесенском связным. Он меня, братец мой, один раз с собой в рейд взял.

Там наши казачки большой шум у фашистов шум сделали. Как ворвутся в одну деревню, где стоял их штаб, а они как выскочат на улицу в одних подштанниках! Мы их там полторы сотни набили.

Ваня: И ты рубал?

Казачок: Не. По правде, я не рубал. У меня тогда еще шашки не было…

Ну и, стало быть, иди, откуда пришел. Прощай, брат.

Ваня: Прощай!

Ученик. На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок,

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет,

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца –

До наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Души и сердца.

Учитель. 8 сентября 1941 года началась небывалая в истории,900-дневная оборона с суши Ленинграда. За время блокады фашисты обрушили на город 102520 зажигательных и 4653 авиабомб, выпустили около150 000 снарядов.

Были убиты 16 747 и ранены 33782 мирных жителя, разрушено3000 и повреждено 7000 зданий 658 550 ленинградцев погибли от артобстрелов и голода. За стойкость и героизм в период блокады Ленинград получил звание город-герой.

Ученик. Время удлиняет расстоянья

Между всеми нами и тобой.

Встань пред миром, Савичева Таня,

Со своей

Немыслимой судьбой!

Пусть из поколенья в поколенье

Шествует она,

Пусть живет, не ведая старенья

И гласит

Про наши времена!

Учитель. Теперь, я думаю, вы можете представить себя на месте тех ребят, которым выпала трудная судьба – жить на войне, но и завидная доля – защищать свою Родину.

Ученик. Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стройные мужчины,

Девочки достойные поэм.

Сколько вас? Попробуй перечислить,

Не сочтешь, а впрочем, все равно,

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, в легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Ученик. Никто не знает их фамилий,

О них ни песен нет, ни книг

Здесь чей-то сын и чей-то милый

И чей-то первый ученик.

Они легли на поле боя,-

Жить начинавшие едва.

И было небо голубое,

Была зеленая трава.

Забыть тот горький год неблизкий

Мы никогда бы не смогли.

По всей России обелиски,

Как души, рвутся из земли.

….Они прикрыли жизнь собою,-

Жить начинавшие едва,

Чтоб небо было голубое,

Была зеленая трава.

Учитель. Более 20миллионов жизней унесла та война. Но эти жертвы были не напрасными, фашисты были разбиты.

9Мая 1945года. Все небо взорвалось салютом долгожданной победе.

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края;

Мир победил! Окончена война!

Уже нигде не затемняли света

В промышленной Европе города.

Ценою крови куплена Победа,

Пусть это помнит шар земной всегда!


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Характеристика пимена.
Сейчас вы читаете: Классный час “Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?..”