Максудов — характеристика персонажа
Произведение: Записки покойника
Максудов — герой романа М. А. Булгакова «Записки покойника» , написанного от первого лица. По свидетельству «публикатора», «маленький сотрудник газеты «Вестник пароходства», перед тем как кинуться в Днепр с Цепного моста, отправил ему «толстейшую бандероль и письмо». М. — автор не одного, а двух романов: первый — «Записки покойника», второй — «Черный снег», превращению которого в пьесу для Независимого театра и посвящена исповедь самоубийцы. Подобно диккенсовской «Тайне
Образ М. откровенно автобиографичен . Но образ М. еще и автопародия — юмористическая и патетическая. В гротескном автопортрете отчетлива трагическая доминанта, еще более очевидная благодаря присущему
Тема одиночества — участи многих героев Булгакова — в образе М. находит обостренное выражение. У Мастера была Маргарита. У М. — в существующем варианте романа — ее нет. Правда, у него есть дорогое ему прошлое, в котором были родные люди, музыка, любимый город — все теперь невозвратимо утраченное.
В романе М. совершенно одинок. Ближе других ему актер Петр Бомбардов, который воспринимается как его отражение, тоже «очень злой, наблюдательный человек». Единственная возможность для М. избавиться от одиночества — обрести новый мир. События, описанные им, — попытка такого обретения.
Сначала, написав роман, он попадает в круг писателей и быстро в них разочаровывается. Но бессонными ночами перед ним — «в коробочке», в «волшебной камере» — роман оживает, и тогда рождается подлинная, настоящая жизнь, какую он потом увидит на сцене Независимого театра. К этой жизни он будет доверчиво и робко приживаться, испытывая восхищение, в котором он тоже одинок: преданность театру актеров и прочих служащих Независимого театра во главе с Иваном Васильевичем и Аристархом Платоновичем другого свойства.
Никто здесь с такой трепетностью не переживает волшебное счастье посвящения. Сцена пленяет его своей способностью создать спасительную и самодостаточную реальность. Подобно Фаусту, внутренне помолодевший и похорошевший М. воспринимает новую жизнь радостно, упоенно. «Это мир мой», — говорит он о театре. Но в сценическую реальность он пытается прорваться через закулисье.
И не попадает — чересчур вязкая и холодная система этот театр. Оказывается, что он не похож на тот другой мир, из коробочки. Этот — пошл, фальшив и даже напоминает отвратительный в представлении героя мир литературы. М. по натуре и по судьбе «волк-одиночка»: недаром что-то волчье замечают в нем «собратья» по перу, «Волкодавом» подписывается автор обидного фельетона.
М. не поддается внушениям, которым пытается его подвергнуть в процессе работы над пьесой великий актер и реформатор сцены Иван Васильевич, не случайно называющий М. то Леонтием Леонтьевичем, то Сергеем Сергеевичем, то Леонтием Сергеевичем и т. д., только один раз попав правильно. Подобное происходит с автобиографическим для М. героем его романа и пьесы Бахтиным, немедленно и прочно переименованным Иваном Васильевичем в Бехтеева. Театр оказывается для М. губительным: здесь его долго пытаются «переделать», а потом «вымарывают» из жизни, как вымарывается из пьесы один из его героев.
Театральное призвание оказывается невоплощенным. М. нет места нигде. Он катастрофически «неуместен». Даже не зная предположительного финала романа , нельзя не понять, что М. обречен.
Смерть М. нельзя назвать самоубийством — его «выталкивает» жизнь как таковая. Он приобщается к смерти через наиболее адекватную для себя стихию — водную. В разных мифологиях вода — это символ женственного начала, безусловно доминирующего в природе М., не призванного лидировать, активно формировать собственную судьбу. Тема «водной природы» героя подкрепляется постоянными в романе образами дождя, потоков ручьев, талого черного снега.
Неоднократное и вроде бы абсурдное упоминание Днепра в знаменитой сцене «совета старейшин» оказывается неожиданно значимым. М. возвращается в Киев, в Днепр, находя спасение в родной стихии.