Конспект урока русского языка «Стыдно перед соловушкой»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального направления развития воспитанников № 63 «Жемчужинка»
Конспект урока русского языка
«Стыдно перед соловушкой»
Подготовила воспитатель
Коломинова Ольга Михайловна
Г. Набережные Челны
2015 — 2012 учебный год
Цели:
Упражнять в составлении рассказа по серии сюжетных таблиц;
Учить раскованному поведению, развивать актерские способности;
Продолжать
Работать над интонационной выразительностью речи при инсценировании рассказа;
Закрепить знания о зиме, зимних явлениях, зимних забавах;
Развивать слуховое внимание;
Воспитывать у детей любовь и уважение к природе, бережное отношение к ней.
Словарная работа: соловей, стыд.
Оборудование: мнемотаблица к рассказу, д/и «Волшебный мешочек», сундук; аудиозапись «Звуки природы — пение соловья»; атрибуты для инсценировки: сумки с едой, куст; для награждения-звездочки.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, прежде чем
Дети: Это выражения, которые нужно произнести быстро.
Скороговорка:
ЦЕЛЬ: развитие речи и дикции, работа над постановкой ударения.
Навалилось в валенки снега Вале маленькой.
Купили Егорке салазки для горки.
Всю зиму, Егорка, катайся на горке.
Беседа о зиме и зимних забавах.
Воспитатель: Ребята, вы любите зиму?
Дети: Да!
Воспитатель: За что?
Дети: Можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках, праздник Новый год, снег и т. д.
Воспитатель: Какими словами можно описать зиму?
Дети: Зима снежная, морозная, холодная, белая, скрипучая и т. д.
Ведение в тему.
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Чтобы узнать, чем мы будем заниматься, нам нужно открыть Волшебный сундук. Там спрятано наше задание к сегодняшнему занятию. Для этого мы поиграем в игру, если вы справитесь с заданием, сундук откроется.
Вы готовы?
Дети: Да!
Д/и «Волшебный мешочек»
Цель: Учить раскованному поведению, развивать актерские способности, помогать почувствовать состояние другого существа.
В мешочке на листочках написаны задания: изобразить удивление; изобразить человека, который только что вкусно пообедал; изобразить стыд; попрыгать, как лягушка; сесть в позе ученика на уроке; рассмеяться как великан; пройти как трусливый заяц; нахмуриться как рассерженная Мама; попросить детей выкидывать мусор в специально отведенные для этого места; изобразить страх; попрыгать как кузнечик; пройти как старичок; рассмеяться как злая волшебница; рассмеяться как добрая волшебница; прочитать любое стихотворение очень быстро, с «пулеметной скоростью»; прочитать любое стихотворение шепотом.
Дети по очереди достают листочек и изображают.
Работа по теме.
Воспитатель : Вот и открылся волшебный сундучок. Посмотрите, здесь лежат картинки. Как вы думаете, что мы должны сделать?
Дети: Составить по ним рассказ.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинки. Какое время года изображено?
Дети: Лето.
Воспитатель: Сейчас мы перенесемся в лето.
Работа по восстановлению рассказа по картинкам
1 картинка. Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес.
2 картинка. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
3 картинка. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.
4 картинка. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей.
5 картинка. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
6 картинка. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
Зачем ты берешь с собой мусор? — сказала Оля. — Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
Стыдно… перед соловушкой,-тихо ответила Лида.
Воспитатель: Молодцы! Этот рассказ написал В. А. Сухомлинский. Как вы думаете, как называется этот рассказ?
Дети: «Соловей», «В лесу», «Лида и Оля» и т. д.
Воспитатель: Сухомлинский назвал этот рассказ «Стыдно перед соловушкой». Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что Лиде стало стыдно, нельзя мусорить в лесу.
Воспитатель: Что такое стыд?
Дети:
Воспитатель: Правильно. Это чувство сильного смущения, неловкости от осознания своего поступка, поведения.
Воспитатель: Кто — нибудь слышал, как поет соловей? Закройте глаза, представьте, что вы в лесу . Понравилось?
Дети: Да!
Воспитатель: Название этой птицы произошло от слова «соловый», что означает «желтовато — серый». Посмотрите на соловья на картинке.
Воспитатель: Вам понравился этот рассказ? Чем?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, а какой конец этого рассказа?
Дети: Лиде стало стыдно перед соловушкой.
Воспитатель: По — другому можно сказать, что конец этого рассказа поучительный, потому что он учит нас не загрязнять лес. Придумайте, как еще можно продолжить этот поучительный рассказ?
Дети: Оля тоже собрала мусор и положила в портфель и т. д.
Пересказ.
Физминутка.
Пальчиковая гимнастика «Снеговик».
Давай, дружок, смелей, дружок!
Кати по снегу свой снежок
Он превратится в толстый ком
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка…
Увы! И нет снеговика!
Мимические упражнения.
Выразите свое состояние и настроение, когда мы радуемся первому снегу; ежимся от холодного ветра; нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду. Выразите мимикой и жестами и движением настроение и действия зимы. Вот зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю.
А вот сердитая зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами.
Распределение ролей и инсценирование рассказа.
Итог занятия.
Вам понравилось занятие? Что именно?
Что было трудным? Все ли у вас получилось?
Как вы думаете, кто хорошо работал на занятии? Что у него получилось хорошо?
Награждение.