Рассказ М. Булгакова «Морфий»
Рассказ М. А. Булгакова «Морфий» написан и опубликован в 1927 году. Перед нами — история болезни человека, прослеживаемая автором с медицинской тщательностью для того, чтобы предупредить тех молодых людей, которые могут неразумно увлечься наркотиками и окончательно погубить себя. По существу, этот рассказ о смерти, которая, как главное действующее лицо и как тень человеческая, присутствует уже на первых страницах рассказа, сопровождает человека до конца его недолгой жизни, борется с ним и одерживает полную скорбную победу.
Герой рассказа
Факт зависимости писателя от наркотика, пережитые им физические страдания и нравственные мучения обеспечили глубокий психологизм рассказа, реальность его жизненных ситуаций, его трагическую
Наши рекомендации по изучению рассказа ориентированы в первую очередь на учителей-словесников, но, имея в виду актуальность проблемы, по данной разработке могут провести воспитательную работу классные руководители средних и старших классов. В этом случае учитель может сознательно опустить некоторые специфические особенности рассказа, без которых был бы невозможен комплексный его анализ на уроках литературы, а именно:
Характеристику исторической основы текста ;
Художественный прием болезненного, замутненного наркотиками и, следовательно, отстраненного восприятия героем событий, которые определенным образом спровоцировали болезнь доктора;
Анализ художественных достоинств рассказа .
Главным предметом анализа следует сделать мысли писателя, которые можно назвать убеждениями, поскольку они оплачены суровым и горьким опытом его жизни.
Анализировать текст лучше всего по ходу рассказа — от одного главного эпизода к другому — методом «вслед за автором». Основа работы на уроке — коллективная беседа , в ходе которой учителю необходимо следить не только за содержательной полнотой ответов учащихся, но и за четкостью проговариваемой основной мысли, которая вытекает из обсуждаемого текстового отрывка.
Беседу можно построить по схеме: вопрос — примерный ответ.
1. Почему доктор Бомгард в начале своего рассказа так много рассуждает о счастье? В чем, по мнению автора, состоит человеческое счастье?
Покой и мир в доме, семье, душе человека являются главными и вечными ценностями для автора. Жизнь естественная, осознанная, в гармонии с людьми, природой, цивилизацией — его опора и идеал. Он счастлив тем, что может читать, думать, общаться с хорошими, достойными людьми, выполнять профессионально необходимую для себя и людей работу. Автор счастлив тем, что именно ему выпало на долю познать богатство, многообразие и красоту нашего мира. Такая жизнь приносит ему полное удовлетворение.
Потому в первой части рассказа присутствуют мотивы света, смеха, спокойного сна, домашнего чая, уюта. Итак, жизнь прекрасна! Выбери жизнь! Умей построить ее разумно, сделай ее счастливой!
Счастье — это цель и способ жизни!
2. Кто и что нарушает счастливое течение жизни доктора Бомгарда?
Завязкой рассказа является первое письмо Сережи Полякова, университетского товарища и коллеги доктора Бомгарда, в котором он пишет, что с ним случилась беда, просит помощи и надеется на спасение. Не успел Бомгард собраться в путь, как ночью в его больницу привозят умирающего Полякова. Умирая, доктор передает Бомгарду письмо и свой дневник, из которого становится ясной история болезни прекрасного человека и незаурядного специалиста.
Итак, болезнь человека — «тяжелая и нехорошая» — привела к его самоубийству. Что же это за болезнь?
3. Прочитайте посмертное письмо Сережи Полякова. О чем это письмо?
Прочитав письмо, мы сразу же понимаем, что доктор Поляков страдал наркоманией .
Мы понимаем также, что жизнь его мучительна и он хочет умереть .
Трагедия доктора произошла потому, что он слишком увлекся морфием .
Письмо Сергея — это исповедь доктора, прочитав которую мы начинаем понимать трагедию отдельной и единственной человеческой жизни, которая так бессмысленно и бесполезно загублена. Но, выполняя долг врача, каясь в содеянном, доктор Поляков предостерегает других .
4. Почему доктор Поляков начал принимать морфий?
На первый взгляд все причины этого весомы и оправданы:
— доктор переживает семейную драму, ему очень тяжело; от него ушла жена, она обманула его;
— доктор с трудом переносит сложности деревенской жизни .
А Сережа Поляков молод, энергичен, обладает неплохими литературными способностями; он тоскует по театру и библиотекам, а в деревне он живет в пустоте, работает механически, страдает от одиночества и безнадежности, без человеческого общения; неожиданные боли в области желудка, которые не удавалось ничем унять, кроме морфия.
Итак, интеллигентный человек, осознающий свою мессианскую роль в русской деревне, живет в противоречии между своими запросами и тем, что может дать ему жизнь. Это испытание доктор преодолеть не в силах.
5. Чем он оправдывает свое увлечение морфием?
Доктор пытается оправдать свою уже тягу к морфию тем, что врач должен на себе проверить действие некоторых лекарств, чтобы понимать ощущения больных; что после укола уходят воспоминания о жене; что на первых порах увеличивается работоспособность человека, начинается прояснение мыслей, приходит глубокий сон.
Но это самообман. Процесс самоуничтожения уже начался, болезнь прогрессирует, она, как водный поток, увлекает и несет человека все дальше и дальше к окончательной гибели, так как у него поражены воля и ум, способность бороться за свою жизнь. И заверения доктора в том, что он — мужчина сильный, волевой, способный в любой момент распроститься с морфием, — пустой звук!
6. Какие изменения происходят с человеком, употребляющим наркотики? Каковы симптомы прогрессирующей болезни?
Наркотик не отпускает от себя человека: человек должен увеличивать его дозу, а с этим приходит страшная расплата. Минутный покой и восторг сменяются агрессией, ненавистью ко всем, физическими и нравственными мучениями.
Очень показательна сцена борьбы доктора с фельдшерицей за ключи от аптеки, где хранится морфий. Один подбор слов, выбранный автором для описания поведения героя, доказывает степень его деградации и свершившуюся уже трагедию человека . Это происходит, по объяснению доктора, оттого, что наркотик в крови по неизвестным законам превращается во что-то новое: смесь дьявола с кровью человека. И смерть медленно овладевает морфинистом, стоит лишь только на один-два часа лишить его морфия . И вывод делает сам доктор Поляков: бойтесь наркотика — этой грозной штуки, привычка к которой создается очень быстро!
7. Как реагируют окружающие морфиниста люди на его страшную болезнь?
Они реагируют по-разному: одни с презрением и раздражением, другие — с жалостью и состраданием, и очень многие переживают его болезнь как собственную беду.
Очень стыдится доктор Поляков профессора-психиатра, к которому он приехал лечиться в Москву и который смотрит на него жалостливо и презрительно .
Осуждают его коллеги-фельдшеры, которые знают о его недуге, и он постоянно чувствует на себе их тяжелые и пытливые взгляды.
Живет, страдая, любящая его Анна Кирилловна, которая не может преодолеть комплекс своей вины, так как именно она впрыснула доктору первую порцию морфия при желудочных болях. Она понимает, что доктор обречен, она хочет своей смерти и действительно погибает, а причина ее гибели — доктор Поляков .
Доктор испытывает стыд, глубокое чувство унижения, когда покупает кристаллы в аптеке, и фармацевт смотрит на него хмуро и подозрительно — и таких тяжелых сцен в рассказе очень много, именно они, по существу, составляют все его содержание.
Только простые деревенские люди приходят к доктору с открытой душой, по-прежнему доверяя ему и уважая его. И в этом таится огромная опасность, так как операции доктор делает с замутненным сознанием, дрожащими руками. Неужели эта ситуация, опасная и типичная, стара как мир?
Итак, злой наркотик разрушает все связи больного с окружающим миром и людьми вследствие распада его личности.
8. Как же описывает писатель распад личности доктора Полякова?
После позорного побега недолечившегося доктора Полякова из психиатрической лечебницы в Москве, после сознательного и свободного его выбора , доктор окончательно обрекает себя на медленную и мучительную смерть, и этот процесс становится уже необратимым.
Симптомы распада человеческой личности страшны и убедительны:
— все чаще и чаще посещает его безумие — грозный признак болезни наркоманов. Галлюцинации, нежизненные явления становятся его постоянными спутниками;
— неудержимая и постоянная рвота с икотой, длительные ее приступы, после которых он долго лежит слабый и больной;
— доктор крадет морфий даже в клинике профессора и пытается впрыскивать себе в грязной уборной под крики и ругань мужчин;
— внешний вид доктора ужасен: он худ, бледен восковой бледностью, много потерял в весе, у него на предплечьях непрекращающиеся нарывы; фурункулы на бедрах беспощадно мучают его.
Ситуация, в которой оказался доктор Поляков, безвыходная. Он обречен, он погибает, сломленный злым наркотиком. Он дошел до умопомрачительной дозы и стал рабом морфия.
Острота физических страданий и нравственных мук достигли огромных размеров. Потеряна естественная радость жизни: разрушена врачебная карьера , произошел полнейший распад его личности . Это действительно труп, и сам он приходит к трагическому выводу: Это мученье, а не жизнь!
К доктору приходит запоздалое сожаление, отчаяние, раскаяние .
На этом заканчивается повествование, страшное, трагическое, о гибели прекрасного человека и врача.
Но вполне очевидно, что необходим еще разговор по вопросам, которые могут возникнуть у учеников в ходе обсуждения текста и ответы на которые станут естественным продолжением работы. Тогда звучание проблемы будет перенесено на выяснение личностной оценки ее и личностного ее понимания. Главное в этом разговоре для учителя — создать эмоционально-тревожную атмосферу обсуждения.
1. Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? Почему?
2. Кто виноват? Можно ли было избежать этого страшного зла для себя и горя для близких людей?
3. Что делать, если это зло начинает овладевать человеком все сильнее? Есть ли шансы на спасение?
4. Была ли возможность спасения у доктора Полякова? Почему он ею не воспользовался?
5. Какие ценности жизни вам кажутся истинными? Почему?
__________________
Чтобы усилить неприятие учащимися поступка доктора Полякова, учитель может воспользоваться текстом второй части романа «Плаха», в котором Ч. Айтматов описывает тех, кто добывает страшное зелье.