Элементы жизнетворчества: творческий потенциал и самореализация личности, самоопределение и жизненный выбор
Жизнетворчество — особая и высшая форма проявления творческой природы человека. Это духовно — практическая деятельность личности, направленная на творческое проектирование и осуществление ее жизненного проекта. Л. Н. Толстой высказывался по этому поводу следующим образом: «…нам кажется, что настоящая работа — это работа над чем-нибудь внешним — производить, собирать что-нибудь: состояние, Дом, скотину, плоды, а работа над своей душой, усвоение привычек добра, всякая другая работа — мелочи».
Проектируя творчески свою
Современный уровень теоретических разработок в психологии жизненного пути и наличие апробированных и высокорезультативных методик психокоррекции сознания личности, ее поведения и жизненного пути делают возможным обучение искусству жизнетворчества подобно тому, как человека обучают другим видам творчества — рисованию, музыке, техническому конструированию. Примером такой технологии является компьютерная программа lifeline,
Фундаментальным для онтогенеза личности является творческий потенциал. Творческий потенциал характеризует совокупность возможностей индивида, которые проявляются и развиваются в процессе его активной деятельности и общения, в процессе самореализации.
Самореализация-это процесс и итог целостной жизнедеятельности человека, который состоит в раскрытии всех индивидуальных способностей и приводит его к превращению в субъекта собственной жизни.
Способность человека к самоопределению, к сознательному определению основных линий своей жизни, своего развития — одна из ключевых характеристик свободы. Каждый человек владеет свободой выбора и свободой совести. Жизненное самоопределение выступает неотъемлемым атрибутом человеческой жизни, ведь в каждый ее момент человек может быть поставлен перед необходимостью принятия и осуществления самостоятельных решений, которые могут определить направление и характер всей дальнейшей жизни.
Осуществление жизни путем сознательного самоопределения выглядит как процесс поиска своего места в жизни, в системе общественно-политических, экономических, идеологических, образовательных, профессиональных, семейных, дружеских отношений.
Жизненное самоопределение — это совокупность жизненных выборов, за которые человек берет ответственность на себя. Потребность в жизнетворчестве возникает тогда, когда человек осознает такие истины, как смерть, одиночество, свобода, бессмысленность. Результатом их осознания является жизненный кризис, задача которого в том, чтобы противопоставить нечто этим печальным истинам, наполнить свою жизнь смыслом и радостью.
В начальном периоде осуществления личностью своего жизненного самоопределения ведущие значение принадлежит социальной среде, и особенно — микросреде, в которой осуществляется ее становление.
Вместе с формированием индивидуального я возникает механизм самоопределения. Результатом того или иного этапа самоопределения становится решающим фактором в выборе способа решения конкретных жизненных проблем. Процесс самоопределения завершается, достижением стабильного состояния в той или другой сфере жизни, в формировании убеждений, принципов, ценностных ориентации и мотивации.
Самоопределение всегда связано с рационально-эмоциональным осмыслением себя самого, своего прошлого, настоящего и будущего. Чем более зрелой, осознающей себя становится личность, тем шире спектр ее жизненных возможностей. В период относительной стабильности общественных отношений и норм, институтов, ситуации выбора более унифицированы. В бурные исторические эпохи, наполненные социальными потрясениями, роль индивидуальности в самоопределении возрастает, на первый план выходит мировоззренческая позиция субъекта самоопределение.
Решающая роль в процессе самоопределения принадлежит самосознанию личности. Самосознание личности является ядром его жизненного самоопределения, но самоопределение состоит не только в желании улучшать свою жизнь, но прежде всего, в практическом воплощении этого намерения.
В процессе самоопределения можно выделить три этапа: самопознание, саморазвитие, жизненный выбор. Результат функции сознания — познание внешнего мира, познание внутреннего мира. Самопознание складывается из самонаблюдения и самооценки. Итогом самопознания является уравновешивание «Я» с миром, которая может быть гармоничным и дисгармоничным.
При дисгармоничном уравновешивании личность прибегает к психологической защите.
Саморазвитие проявляется в сознательном формировании личностью желаемых качеств и отношений, в приближении к своему идеалу. В саморазвитии важно верно определить цели, соответствующие генеральной линии жизни и способствующие самореализации. Правильно поставленные цели исходят из глубины ценностного сознания личности, являются внутренними, а не внешними.
Узловыми моментами самоопределения являются жизненные выборы, т. е., принятие решений относительно важных проблем в своей жизни. Жизненный выбор и есть результат развития и отражения движения развития. Жизненный выбор ведет к изменению внутреннего и, часто, внешнего мира личности, к новому качественному состоянию «Я».
Поскольку люди «обречены на свободу», они не могут уклониться от выбора. Даже если они стараются не принимать никаких решений и не делать выбор, то и при этом они выбирают промедление или волю случая. Делать выбор трудно, ведь выбирая что-то одно мы тем самым отказываемся от всего остального.
Поэтому важно научиться выбирать в соответствии со своими приоритетами, с генеральной жизненной линией.