Система без отметочного оценивания ЗУНов по физической культуре 2-9 класс

Резникова Галина Германовна

Место работы : МОУ «Гимназия иностранных языков» г. Ухты

Республики Коми

Должность : учитель физической культуры высшей

Квалификационной категории

Педагогический стаж : 20 лет

«Система без отметочного оценивания ЗУНов по физической культуре обучающихся

2-9 классов»

Введение

Нужно ли оценивать учащихся на уроках физической культуры? Нужна ли вообще отметка по физкультуре? Как правильно оценить обучающегося, чтобы ему это было понятно и при этом не пропало желание заниматься

физическими упражнениями? Оценка и отметка.

Есть ли разница между этими понятиями? Безусловно. Оценка — это результат процесса оценивания, отметка — количественное выражение оценки. Оценивание на уроках физической культуры необходимо для контроля качества обучения и может быть экспертным, если это касается знаний по предмету, умений организации занятий физическими упражнениями, техники выполнения упражнений; тестовым — относительно развития физических качеств. Также необходимо оценивание индивидуального прогресса обучающегося в изучении предмета.

Рационально ли выставление отметок по предмету,

который предполагает наличие природных задатков и индивидуальных способностей обучающихся? Не будет ли в этом случае отметка отражать не столько знания и умения обучающихся, сколько возможности их личных достижений в сфере физической культуры?

Оценивая свой педагогический опыт, статистические данные о здоровье школьников, многолетние исследования уровня физической подготовленности гимназистов , специфику предмета, я пришла к выводу о том, что для сохранения и укрепления здоровья необходимо вовсе не высокое, а оптимальное развитие физических качеств , поэтому рациональным решением в оценивании ЗУНов обучающихся по физической культуре считаю замену «отметочной» системы оценивания — «зачетной». Это позволит обучающимся более комфортно чувствовать себя на уроках, особенно при прохождении «трудного» для них материала. Не секрет, что здоровье и хорошее физическое развитие наследственно обусловлено, в то время как высокая интенсивность современного образования приводит к снижению двигательной активности учащихся, а это, в свою очередь — к задержке роста и развития, ухудшению состояния здоровья, уменьшению адаптационных возможностей школьника, плюс неуверенность, боязнь низкой отметки — все это ведет к снижению мотивации к занятиям.

Целью внедрения «зачетной» системы оценивания ЗУНов обучающихся является вовлечение каждого ученика а активный учебно-познавательный и творческий процесс.

Главной задачей является создание оптимальных условий для достижения поставленной цели, формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни.

Основной идеей разработки «зачетной системы» оценивания ЗУНов обучающихся является то, что предмет физическая культура имеет концентрическую структуру и посредством основных видов физических упражнений призван, прежде всего, решать вопросы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитания осознанного отношения обучающихся к ЗОЖ, т. е научить детей не только использовать личный двигательный опыт для формирования основных понятий в области физической культуры, но и применять полученные знания для контроля своего физического развития в целях поддержания здоровья.

Основная часть.

Потребность в разработке данной системы оценивания ЗУНов обучающихся по физической культуре возникла на основании письма Министерства образования Российской федерации № 13-51-237/13 от 03.10.2003 года, запроса местного социума и того факта, что среди внешних факторов, формирующих здоровье детей и подростков, особую значимость имеют социальные воздействия. Школьная среда — один из таких мощных факторов, т. к. у детей от 6 до 17 лет отмечается наиболее интенсивный рост и развитие организма и происходит формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. Этот период совпадает с важнейшим социальным этапом развития — получением ребенком общего среднего образования.

Поэтому приоритетным направлением в работе учителя физической культуры является создание образовательной адаптивной среды с целью удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и формирования ключевых компетенций выпускников в области физической культуры, а именно: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышение уровня их физической подготовленности, получение прочных знаний в области физической культуры, повышение интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Оценка успеваемости складывается главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений учащегося, к которым относятся: качество овладения про­граммным материалом, включающим теоретические и методические знания, способы двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также их количественных показателей, достигнутых в двигательных действиях. При оценке достижений учеников учитываются индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей.

Критерии оценки качества подготовки обучающихся по предмету «Физическая Культура»

■ По основам знаний «зачет»:

Понимание сущности материала, использование примеров из своего опыта; в изложении материала допускаются небольшие неточности и незначительные ошибки.

«не зачет»:

Отсутствие знаний и умения использовать изученный материал на практике.

■ По способам осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность «зачет»:

Демонстрация комплексов, направленных на развитие конкретного физического качества или комплекса УГГ. Организация мест занятий, подбор инвентаря, судейство. Допускаются незначительные неточности и ошибки в подборе и демонстрации упражнений, подборе инвентаря, организации мест занятий, судействе.

«не зачет»:

Неумение подбирать и демонстрировать упражнения, подбирать инвентарь, организовывать

Места занятий, осуществлять судейство.

■ По технике выполнения двигательных действий «зачет»:

Двигательное действие выполнено правильно, точно, в надлежащем темпе, легко, четко. Допускается некоторая скованность движений, несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению движения.

«не зачет»:

Двигательное действие выполнено неправильно, допущено много грубых и мелких ошибок,

Приведших к искажению техники движения.

■ По результатам нормативных тестов

«зачет»:

Обучающийся показывает положительную динамику результатов тестов относительно своего возраста и пола

«не зачет»:

Значительная отрицательная динамика результатов.

Как же проводится итоговая аттестация обучающихся? Итоговая проверка и оценка знаний о физической культуре, умений и навыков за каждый триместр и учебный год определяется «зачетом», который носит блочный характер. Задача «зачета» — дать оценку достигнутым успехам ученика в соответствии с его физическим развитием и физической подготовленностью.

Исходя из материально-технической базы гимназии: отсутствие спортивного зала , аренда малой ванны бассейна, наличие пришкольной территории, у обучающихся 4 класса зачеты представлены следующим образом:

I блок

11 урок: легкоатлетические упражнения — демонстрация техники высокого старта, прыжка в длину с разбега способом согнув ноги.

23 урок: плавание — проплывание дистанции 25 м кролем на груди и спине в полной координации.

31 урок: гимнастика с элементами акробатики — акробатическая комбинация из изученных упражнений . Лично-командные соревнования.

II блок

58 урок: лыжная подготовка — демонстрация техники скользящего шага , попеременного двухшажного хода, одновременного бесшажного хода, поворота переступанием в движении.

59 урок: плавание — проплывание дистанции 25 м брассом в полной координации.

III блок

70 урок: лыжная подготовка — «Лыжный марафон» Непрерывное передвижение до 2,5 км без учета времени .

91 урок: легкоатлетические упражнения — демонстрация техники прыжка в высоту с бокового разбега способом перешагивание, метания с месвта на дальность.

95 урок: плавание — комплексное плавание 4×25 м.

С учетом особенностей занятий физической культурой обучающихся 5-9 классов для обучающихся 9 класса — это:

I блок

11 урок: легкая атлетика — демонстрация техники низкого старта, прыжка в длину с 11-13 шагов разбега, эстафетного бега.

28 урок: баскетбол — демонстрация техники ловли и передачи мяча по «восьмерке», броска в прыжке, личной защиты.

II блок

37 урок: гимнастика — демонстрация техники выполнения равновесия на одной, кувырка вперед из выпада , длинного кувырка с 3 шагов разбега, стойки на голове и руках , опорного прыжка боком с поворотом на 900 , «согнув ноги» , .

61 урок: лыжная подготовка — демонстрация техники скользящего шага, классических одновременных лыжных ходов.

III блок

74 урок: лыжная подготовка — демонстрация техники одновременного одношажного конькового хода, преодоления впадин. Непрерывное передвижение 4 км , 5 км без учета времени .

85 урок: волейбол — демонстрация техники приема и передачи мяча у сетки, нижней прямой подачи в заднюю часть площадки, нападающего удара при встречных передачах.

91 урок: легкая атлетика — демонстрация техники прыжка в высоту с 7-9 шагов разбега, метания на дальность с полного разбега. Кросс 1 км.

Наряду с этим для определения динамики развития физических качеств 2 раза в год проводится определение индивидуального уровня физической подготовленности каждого обучающегося.

Вывод

В МОУ «ГИЯ» без отметочная система оценивания учащихся в 1-9 классах была ведена в 2004 году. Опыт введения «зачетной» системы оценивания ЗУНов обучающихся по физической культуре показал, улучшение посещаемости уроков ; снижение напряженности при выполнении «трудных», по мнению отдельных детей, упражнений, способствуя тем самым созданию оптимальной психологической раскованности на уроке; повысилась активность и эмоциональный настрой каждого обучающихся в выполнении контрольных упражнений, т. к. некоторые виды «зачетов» проходят в форме лично-командных соревнований, где обучающиеся и участники, и судьи Т. о. данная система каждому ученику обеспечивает одинаковый доступ к основам физической культуры, создает условия развития ситуации успешности, опираясь на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей.

К сожалению, в 2007-2008 учебном году в связи с изменением правил заполнения документов выпускников основной и средней школы, решением педагогического совета 30 августа 2007 года без отметочная система в основной школе была заменена традиционной системой оценивания знаний, умений и навыков учащихся по физической культуре.

Характеристика источника

Письмо Министерства образования Российской федерации № 13-51-237/13 от 03.10.2003 года

«О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке»

Программа общеобразовательных учреждений

Лях В. И, Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. — М.: Просвещение, 2004, 2005. — 127 с.

Программа общеобразовательных учреждений

Матвеев А. П. Физическая культура. Основная школа. Средняя школа: базовый и профильный уровни. — М.: Просвещение, 2005, 2007 — 144 с.

Программа общеобразовательных учреждений

Матвеев А. П. Физическая культура. Начальные классы. — М.: Просвещение,2005, 2007 — 32 с.

Статья в газете

Водянкин Е. Г. — Рейтинговая система получения отметки по физкультуре. — «Спорт в школе», № 18 , сентябрь 2004. — с. 14-15

Статья в газете

Межуев В. — Оценка! Отпугиваем или стимулируем ученика. — «Спорт в школе», № 9 , май 2004. — с. 8-14

Статья в газете

Копыло Ю. А. — О модернизации школьного физического воспитания. — «Спорт в школе», № 7 , апрель 2004. — с. 10-16

Статья в газете

Верхлина Г. А., Верхлин В. Н. — Не ставьте мне отметку. Лучше не оцените меня — «Спорт в школе», № 3 , февраль 2005. — с. 10-15

Статья в газете

Игнатьев П., доцент НИРО. — Технология оценивания школьников на уроках гимнастики. Раздел «Акробатика» — «Спорт в школе», № 24 , декабрь 2006. — с. 18-20

Методическое пособие

Осинцев В. В. Лыжная подготовка в школе: 1-11 класс — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 272 с.

Методическое пособие

Бутин И. М., Викулов А. Д. Развитие физических способностей детей.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 130 с.

Методическое пособие

Бутин И. М. и др. Физическая культура в начальных классах.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 176 с.

Методическое пособие

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.- М.: АПК и ПРО, 2002. — 121 с.

Сборник материалов

Гордияш Е. Л. И др. Физическое воспитание в школе. — Волгоград: Учитель, 2008. — 379 с.

Библиотечка «Первое сентября»

Машковцев А. И. Критериальное оценивание на уроках физической культуры — М.: Чистые пруды, 2015. — 32с.

Сборник материалов

Цабыбин С. А. — Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе — Волгоград: Учитель, 2015. — 172 с.

Приложение 1

«Лично-командные соревнования по акробатике, как форма «зачета»

Для обучающихся 4 класса»

Цель: — использование личного двигательного опыта обучающихся для контроля качества обучения акробатическим упражнениям.

Задачи: — совершенствование двигательных навыков

— обучение самооценке и оценке достигнутых успехов одноклассников в соответствии с индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью в разделе «Акробатика»

— воспитание дружбы, взаимопомощи.

В данном «зачете» предлагается вариант адаптации системы оценивания, принятой в спорте, к школьной системе физического воспитания. В основе подхода лежит систематизация ошибок двигательного действия и градация ошибок, снижающих оценку. Ошибки распределены на четыре группы:

Мелкие ошибки — ошибки, не влияющие на основное звено двигательного действия

Средние ошибки — ошибки, влияющие на основное звено двигательного действия

Грубые ошибки — ошибки основного звена двигательного действия

Невыполнение — основное звено в технике двигательного действия отсутствует или получается другой технический элемент при выполнении равновесия на одной)

На уроках закрепления и совершенствования акробатических упражнений обучающимся было предложено самостоятельно составить комбинацию из 6 изученных элементов, т. о. каждый выбирал для себя посильные для хорошего исполнения упражнения. Также, во время подготовки к зачету, работая в группах, Дети обсуждали правильность выполнения упражнения, выявляли ошибки и способы устранения этих ошибок.

Стоимость каждого элемента оценивается в 10 баллов, всей комбинации — в 60 баллов, т. к. обучающиеся 4 класса знакомы только с целыми числами. За ошибки предлагаются следующие сбавки:

1. Мелкие ошибки — 1 балла

Средние ошибки — 3 баллов

3. Грубые ошибки — 5 баллов

4. Невыполнение — 10 баллов

За красоту, слаженность, усложнение элемента допускается начисление призовых баллов от 1 до 10.

Результаты каждого участника соревнований заносятся в протокол, в котором выступающий также выставляет себе оценку за выполнение комбинации . Затем высчитывается среднее арифметическое значение для каждого участника и сумма оценок команды в целом

В соревнованиях принимают участие все школьники 4 класса, которые делятся на 4 команды по 6-7 человек Одновременно на акробатических дорожках выполняют комбинацию 4 участника, остальные выступают в роли судей. Каждый участник помимо своего выступления оценивает выступления еще 5-6 одноклассников.

Победителями соревнований становятся обучающиеся, которые набрали наибольшее количество баллов . Подобным образом определяется команда победительница.

«Зачет» получают те обучающиеся, которые набирают более 40 баллов.

Приложение 2

Лично-командных соревнований по акробатике

I команда

Название команды

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

Средний балл

Место

1

С

2

С

3

С

4

С

5

С

6

С

7

С

Общая сумма баллов команды _________________

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Система без отметочного оценивания ЗУНов по физической культуре 2-9 класс