Вопросы и ответы к стихотворению Н. С. Гумилева «Старина»
Говоря о существе поэзии, Гумилев отмечал следующие ее «отделы»: фонетику , стилистику , композицию . Можно ли сказать, что в стихотворении «Старина» названные особенности гармонически сочетаются?
Вновь и вновь перечитывая стихотворение «Старина», мы убеждаемся в том, что и фонетика, и стилистика, и композиция, как их понимал Гумилев, в нем сочетаются гармонично: они как бы подчеркивают особенности этого стихотворения, насыщенного образами, которые пришли из далекого прошлого, из воспоминаний, из старины.
Проследите за
Чередование дактилических и мужских рифм придает стихотворной строфе упругость и четкость. Наибольшую звуковую завершенность можно отметить в завершающей стихотворение строфе.
Какие особенности стилистики стихотворения позволяют оттенить чувства, переживаемые лирическим героем? Что достигает поэт повтором слов «одну» — «одна», «гулкие» — «гулким»?
Автор передает атмосферу «незолотой старины»
Проследите за «сменой мыслей, чувств и образов, вложенных в стихотворение». В какой мере они приближают читателя к постижению главной мысли стихотворения?
Последовательность образов былого очевидна: парк — старый дом — залы гулкие. Все это — «незолотая старина». И затем следует одна строфа о мечте, которую вызвало созерцание былого.
Это сочетание подчеркивает «бездомность» сердца, которым владеет эта старина и неосуществимость его мечты об ином.
В первой публикации стихотворения между второй и третьей строфами была еще одна строфа: Тревожный сон… Но сон о небе ли? Нет!
На высоком чердаке Как ряд скелетов — груды мебели В пыли почиют и в тоске.
Подумайте, почему эти строки были изъяты из текста стихотворения в его последующих публикациях.
Эта строфа только расширяет предметный мир воспоминаний, но не усиливает общее впечатление от восприятия старого дома. Этим можно объяснить то, что автор не включил ее в окончательный вариант текста стихотворения.