Виктор Иванович Лихоносов
Виктор Иванович Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки Кемеровской области. Отец погиб на фронте в 1943 году. Мать — малограмотная крестьянка. Детство провел под Новосибирском.
В 1961 году Лихоносов окончил Краснодарский педагогический институт, после чего учительствовал на станциях Кубани.
Первый свой рассказ «Брянские» он опубликован в «Новом мире» в 1963 году. «Проза у него светится, как у Бунина», — писал Александр Твардовский. В 1966 году вышли две книги Виктора Лихоносова: «Вечера и «Что-то будет».
В 1967 году опубликован сборник рассказов «Голоса в тишине» с предисловием Юрия Казакова: «Все, что он написал, написано свежо, музыкально, очень точно, и все проникнуто острой, даже какой-то восторженно-печальной любовью к человеку». Юрий Казаков познакомил Лихоносова заочно и с писателями из эмиграции — Б. Зайцевым и Г. Адамовичем; с этого началось изучение Лихоносовым жизни русского зарубежья. В 1969 году в «Новом русском слове» были напечатаны повесть Лихоносова «На долгую память» и статья о нем лучшего критика русской эмиграции Г.
Адамовича. А в
С 1978 года Лихоносов замолкает на целых десять лет, работает над своим главным романом о судьбе русского казачества «Ненаписанные воспоминания.
Наш маленький Париж» Как и почти все близкие ему писатели-деревенщики, перестройку не принял. Опубликовал книгу антиперестроечной публицистики «Тоска-кручина». Лауреат Госпремии России, Международной премии имени М.
Шолохова. В 2003 году на Толстовских встречах получил первую премию «Ясная Поляна».Виктора Лихоносова с его элегической, лирической, полной романтизма прозой напрямую к деревенской прозе и не отнесешь, но и сам писатель и его герои, как правило, из простого народа, и мысли и чаяния их совпадают с нравственными императивами писателей-деревенщиков. Впрочем, и сама проблема малой родины Виктором Лихоносовым была поставлена одним из первых.
Последние годы Виктор Иванович редактирует в Кубани литературно-исторический журнал «Родная Кубань», пишет повести «Афродита Таманская», эссе о Лермонтове, книгу «Записки перед сном», выступает с воспоминаниями о Юрии Казакове, Юрии Селезневе, Виталии Семине.
Живет в Краснодаре. Женат, имеет двух внуков. Виктор Лихоносов о себе: В ту пору, когда я уже вовсю печатался и перестал учительствовать, мне больше всего хотелось, чтобы меня считала писателем моя малограмотная матушка.
Не то чтобы там хвасталась мною на каждом углу , а потихоньку радовалась: не зря после гибели отца на фронте она старалась исполнить его наказ в письмах — выучить сына, вывести в люди.
Я стеснялся спросить ее, нравятся ей мои книги или нет. Слава Богу, и в семье моей никто никогда не подчеркивал моих успехов, не было этой провинциальной гордости и заносчивости, скорее, наоборот: «Ну, что он там пишет?» Проще всего сказать, что это от скромности. Но нет. Родственники мои, очевидно, представляли себе писателей хрестоматийно, по-школьному, по-студенчески: писатели — это Шекспир, Сервантес, Бальзак, Пушкин, Лермонтов, Толстой, Бунин, Шолохов, Твардовский, Федин, Паустовский и т.
П. Мое ощущение всю жизнь точно такое же. Как-то на Всесоюзном съезде писателей в Кремле все вышли из зала в фойе и гость съезда Альберто Моравиа, проталкиваясь в тысячной толпе мастеров слова, вдруг воскликнул: «Неужели может быть на свете так много писателей?» Он как будто за меня удивился.
В Коктебеле очень умные коллеги мои, москвичи, издавна знавшие назубок историю нашей литературы, прочитавшие все книги русской эмиграции, в раздраженном споре с мнительными писателями из той самой кремлевской кучи в фойе кричали: «Мы знаем свое место! Мы заменяем тех, кто погиб в войнах, тюрьмах и кто не родился от… погибших после революции!»Все это «самоуничижение» я затеял в своей автобиографии для того, чтобы честно признаться, как неловко я чувствовал себя на улице литературы в те годы.
Отчего же я, зачем я писал? Первый свой рассказ «Брянские», опубликованный в 1963 году в журнале «Новый мир» А. Т. Твардовским, и последний Роман «Наш маленький Париж» я написал потому, что мне жалко было людей, которых я полюбил.
Мои родители в годы коллективизации уехали из воронежского села искать пропитание сначала в Донбасс, а затем в Сибирь. 30 апреля 1936 года в Топках появился на свет я; до меня умерло шестеро и после меня — двое. Через два месяца семья перебралась в Новосибирск.
Там, на левобережье Оби, в Кривощекове, в окружении коренных сибиряков и воронежской колонии переселенцев я и вырос, благополучно закончил школу после смерти Сталина, поработал немножко на заводе «Сибсельмаш» и сорвался в дальнюю даль — на Кубань, поступил в педагогический институт на историко-филологический факультет. Юг спас мое здоровье, а тихий ласковый Краснодар, степь, горы и полюбившаяся мне угловая Таманская земля, омываемая морями, усугубили мою склонность к созерцанию. Не какой-то огромный опыт, а впечатлительность привела меня к писательству. Читал я в детстве мало, и мне кажется нынче: если бы не очаровали меня эмигрантские страницы И.
Бунина , «Тихий Дон» М. Шолохова, стихи С. Есенина, если бы не благословлявший дорожить мечтательностью и печалью своей души К. Паустовский, то я не посмел бы написать и строчки. Мое мироощущение подкреплялось мироощущением знаменитостей: ага!
Этого нежного трепета стесняться не надо. Раскрепоститься в тайных переживаниях и потом выйти с ними «на площадь» — непросто. Помогли и живые писатели: Ю.
П. Казаков, Ю. О. Домбровский, А. Т.
Твардовский да и весь тогдашний журнал «Новый мир», в котором меня привечали. Но робость перед литературой беспокоит меня и по сей день. Из-за этого у меня были большие перерывы в работе.
Зато матушка моя, втайне нежелающая навеки оставаться в чужой земли без родни, сказала мне недавно: «Умру, так напишите на могиле, что я — «мать писателя»».
Источник: «Серебряный век простонародья». / В. Г.
Бондаренко. — М.: ИТРК, 2004