САМООПРАВДАНИЕ ИЛИ САМООБМАН РАСКОЛЬНИКОВА

В своем романе “Преступление и наказание” Федор
Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволен –
Ности, возвышения одного человека над другим, “наполео –
Низма”. Он показывает, как эта, казалось бы, довольно
Логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на
Практике, принося мучения, страдания и в конце концов
Раскаяние главному герою романа.
Впервые идея вседозволенности появляется у Дос –
Тоевского на страницах романа “Двойник” и она же рас –
Крывается более глубоко в “Преступлении и наказании”. В
Обоих произведениях показано крушение этой теории.
Что же собственно представляет из себя эта тео –
Рия? По замыслам Раскольникова, есть люди, которым
Дозволено все. Люди, стоящие выше общества, толпы. Лю –
Ди, которым дозволено даже убить. И вот Раскольников
Решает переступить черту, которая отделяет этих “вели –
Ких” людей от толпы. Этой самой чертой становится убий –
Ство, убийство дряхлой, мелочной старушонки – ростовщи –
Цы, которой уже нечего делать на этом свете (по мыслям
Раскольникова, конечно).
“Все в руках человека, и все-то он мимо носу про –
Носит единственно от одной трусости”, – думает Рас –
Кольников. Однажды в трактире он в одной из бесед слы –
Шит теорию, подобную его, о том,

что эту старушонку
Можно запросто убить и все за это только спасибо ска –
Жут. Но в ответ на вопрос : “Убьешь ты сам старуху или
Нет?” другой говорящий отвечает : “Разумеется, нет”.
Трусость ли это? Для Раскольникова видимо – да. Но на
Самом деле. Мне кажется, что это элементарные челове –
Ческие нравственные и моральные нормы. “Не убий”, –
Гласит одна из заповедей. Вот через что переступает
Раскольников, и именно за это преступление последует
Наказание.
Два слова, вынесенные в название этого сочинения
– “самооправдание” и “самообман” все отчетливее сли –
Ваются для Раскольникова по ходу действия романа. Рас –
Сказывая о своей статье, опубликованной в одном из жур –
Налов, в которой Раскольников выдвигает свою теорию
Вседозволенности сначала Порфирию Петровичу, затем Со –
Нечке, когда они уже знают, что именно он совершил
Убийство, Раскольников как бы пытается самооправдаться.
Но эта теория была бы даже интересна и занимательна,
Если бы он не перешел к ее практическому осуществлению.
Ведь если сам Раскольников оправдывает свое прес –
Тупление тем, что старуха – ростовщица приносила только
Вред людям, что никому она не нужна и жизни она не дос –
Тойна, то как быть с убийством Лизаветы, ни в чем не
Повинной, которая просто оказалась на пути осуществле –
Ния “гениального” плана Раскольникова. Тут-то эта тео –
Рия и дает первую брешь, во время практического испол –
Нения. Именно это губит Раскольникова, и по другому
Быть, как мне кажется, не могло.
Убийство Лизаветы заставляет задуматься над тем,
А так ли хороша эта теория? Ведь если случайность,
Вкравшаяся в нее, может привести к столь трагическим
Последствиям, то может быть корень зла таится в самой
Этой идее? Не может зло, пусть даже по отношению к
Бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния.
Наказание за содеянное оказывается не менее
Страшным чем само преступление – что может быть страш –
Нее страданий и мучений человека, осознавшего свою ви –
Ну, и, к концу повествования, полностью раскаившегося.
И успокоение Раскольников находит только в вере, вере в
Бога, вере, которую он заменял теорией “сверхчеловека”.
Проблемы, поставленные Достоевским, остры и ак –
Туальны в наше время нисколько не меньше, а может быть
Даже и больше. Основной его идеей, как мне кажется, яв –
Ляется то, что общество, построенное на сиюминутной вы –
Годе, на делении людей на “нужных” и “ненужных”, общес –
Тво, в котором люди привыкают к страшнейшему из грехов
– убийству, не может быть нравственным и никогда люди
Не будут чувствовать себя счастливыми в таком обществе




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Выхожу один я на дорогу восприятие.
Сейчас вы читаете: САМООПРАВДАНИЕ ИЛИ САМООБМАН РАСКОЛЬНИКОВА