Христианские мотивы в прозе XIX века

– Да ведь я Божьего промыс. знать не мог, Ф. М. Достоевск: С реформами Петра I из русской культуры фактически уход] религиозная тематика. Отдельные художники, музыканты и пис тели обращаются к христианству, но оно перестает быть домин рующим направлением, как это было в ранние периоды развит] культуры. И лишь творчество Ф. М. Достоевского, по сути, возрождает эту идею в русской литературе второй половины XIX ве- Будучи глубоко верующим человеком, Федор Михайлович на; ялся, что спасение России – в религиозном смирении, постяжен: и безоговорочном

и добровольном принятии людьми учения Xpиста. Нарушение же Божеских законов – гибельный путь. Очень убительно это доказано в романе “Преступление и наказание”. Главный герой произведения – Родион Романович Расколы ков. Уже имя его настраивает читателей на то, что они встреться с бунтарем, вставшим на пагубный путь противостояния в” му: общественным законам, человеческой морали, совесп Раскольников ставит себя выше окружающих людей, пытае! Доказать, что он неординарная, выдающаяся личность; при этom способ выбирает самый варварский. Он решает “лишь убить никчемную” старушонку-процентщицу, вредную
для общества. “Я ведь только вошь убил. бесполезную, гадкую, зловредную”. К этой чудовищной мысли Родион Романович приходит после долгих отвлеченных размышлений. Писатель подчеркивает антигуманную теорию Раскольникова, он “хотел наполеоном сделаться, оттого и убил”. Под бременем неимоверной бедности, бытовой неустроенности герой полностью порывает связь с окружающим миром. В душе Раскольникова царит разлад, который герой пытается преодолеть странным способом – убийством. Нарушив основной постулат христианства “не убий”, Родион Романович мучается и страдает, сердится на свою “слабость” и отдаляется от людей еще дальше. Случайное знакомство Раскольникова с Соней Мармеладовой, живущей “по желтому билету”, но глубоко религиозным человеком, постепенно возрождает героя, возвращает его к жизни и обществу. Соня ступила на гибельный путь, чтобы спасти от голодной смерти своих приемных братьев и сестер. “.Ибо Катерина Ивановна такого уж характера, и как расплачутся дети, хоть бы и с голоду, тотчас же их бить начинает. часу в шестом Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила. Катерина Ивановна, так же ни слова не говоря, подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела.” Именно ее самоотверженность заставляет задуматься Раскольникова о совершенном им убийстве. Отдаляясь от самых близких: матери, сестры, приятеля Разумихина,- Родион Романович ищет поддержки у Сони. Чем же она может ему помочь? Они духовно близки – оба изгои общества, вычеркнувшие себя из людской среды. Раскольников не сразу понимает, почему он тянется к Соне, что привлекает его в этой простой душе. Читая вместе Евангелие, герои обретают покой, пусть временно, на короткий миг, но в этом автор видит их путь к спасению. Достоевский приводит подробное описание бесед Родиона Романовича с Соней, ее страдание за него. Соня первая говорит Раскольникову, как обрести душевный покой: “Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему с




Вечные образы в литературе возрождения.
Сейчас вы читаете: Христианские мотивы в прозе XIX века