Трагедия бунтаря или история крушения одной теории (по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание»)
Роман «Преступление и наказание» написан Ф. М. Достоевским в 1866 году и является одной из вершин его творчества. Это произведение резко выделялось на фоне литературы того времени.
«Преступление и наказание» — роман на первый взгляд об убийстве. Но это не обычный детективный роман, как может показаться поначалу. В основу произведения автором положен реальный факт, однако благодаря точному психологическому анализу состояния преступника до, в момент и после совершения убийства читателю предоставляется возможность проникнуть
Раскольников, главный герой романа «Преступление
Но это не так. Позже мы узнаем о его страшной теории, которую он сформулировал задолго до убийства и даже опубликовал по этому поводу статью в журнале. Раскольников считает, что в обществе всегда существовало две группы людей: первая — составляющая большую часть, «твари дрожащие», безропотно и молчаливо подчиняющиеся законам государства и предначертаниям судьбы, и вторая — единицы, «наполеоны», которые имеют право властвовать над людьми ( преступать моральные нормы. Над ними законы не властны. Раскольников считает, что Ньютон или Кеплер мог бы и даже вроде бы обязан устранить со своего пути мешающего ему человека ради счастья и блага всего человечества. Однако во время дискуссии с Порфирием Петровичем, который уже давно заинтересовался теорией Раскольникова, следователь приходит к выводу, что из всех великих людей под нее, под эту теорию, подпадают лишь Магомет и Наполеон. Именно они шли к славе, невзирая на сотни, тысячи человеческих жертв. Но если дела великого Пророка ислама отдалены от; нас многими веками, то Наполеон жил и осуществлял свои захватнические планы почти что при Раскольникове. Его победы оставались на памяти отцов современников Раскольникова и все еще занимали умы, притягивали молодежь того времени. Потрясающая карьера Наполеона, его упорство в достижении цели, честолюбие и жестокость этого удачливого полководца стали идеалом для многих молодых людей середины XIX века. Это нашло отражение и в русской литературе: Наполеон являлся кумиром молодых Пушкина и Лермонтова. Итак, теория Раскольникова подтолкнула ее автора к совершению преступления. После убийства Раскольников прячет драгоценности и почти что забывает о них, значит, вовсе не деньги были важны для него. Раскольников задумал проверить себя, доказать, что он не «тварь дрожащая», а «Наполеон».
Раскольников убивает старуху. Казалось бы, он прошел испытание и может теперь идти дальше к власти. Но его душа восстает против содеянного. Раскольников начинает жутко мучиться. Он ощущает себя чужим в толпе, ему кажется, что все знают о его преступлении. Наказание моральное оказывается гораздо тяжелее наказания юридического. Хотя последнее могло и не последовать. По воле автора Раскольников оказался юридически неуловим. Достоевский сделал его преступление идеальным: после Раскольникова не остается никаких улик, его никто не видел и даже, наоборот, вскоре находят «убийцу» — маляра Миколку. Если бы не психическое состояние Раскольникова, то Порфирий Петрович не догадался бы о том, что преступник именно он, Раскольников. Почему Раскольникову это было так важно? Автор хотел показать именно страдания человека как возмездие, показать наказание не юридическое, но то, которое выносит человек сам себе. В своем письме Ф. М. Достоевский пишет: «Никаких на него подозрений нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления». После убийства Раскольников мучительно ощущает себя оторванным от окружающего мира, даже самые близкие люди — мать и сестра — становятся невероятно далекими, почти чужими. На Раскольникова давит груз преступления, и он больше не может один нести эту тяжелую ношу. В разговоре с Сонечкой Мармеладовой он рассказывает об убийстве, и она советует ему покаяться и смириться с наказанием. Нравственное покаяние и наказание гораздо важнее, чем официальное, юридическое. Хотя Раскольников и приходит к Порфирию и позже его, Родиона Раскольникова, ссылают на каторгу, для Достоевского важно то, что Раскольников сам осознал несостоятельность своей теории, ее антигуманность. Добро для всех, обретенное путем зла, уже не добро, даже если и погибли единицы.
Потерпела крушение не только теория Раскольникова. Сам он по этой теории оказался не «Наполеоном», а одним из заурядных людей, «тварью дрожащей». Ведь он не смог переступить через какую-то гнусную старушку. От этого его мучения усиливаются, Раскольников еще больше презирает себя.
Всем ходом романа, поступками главного героя Достоевский пытается доказать нам, что теория Раскольникова античеловечна. Главная ошибка Родиона Раскольникова в том, что он позволил себе делить людей на чистых и нечистых, причислять их к разным категориям. Никто не имеет права распоряжаться судьбами людей, решать — жить им или нет. Даже такая «вошь», как Алена Ивановна, имеет право на жизнь. Причина крушения теории Раскольникова в том числе и в нем самом. В глубине души Раскольников отзывчив, добр. Ведь он не смог пройти мимо горя Мармеладовых, он так искренне им помогал, ничего не жалея! Родион Раскольников — сильная, многосторонняя, мыслящая личность, и вот почему его история — история не нравственного падения, но морального возрождения души.