Тpагедия Раскольникова

В центpе pомана Ф. Д.Достоевского «Пpестyпление и наказание» хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночица, бедного стyдента Родиона Раскольникова. Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy.
Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не вос-
Принимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем траги­ческим.
В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными качествами: Родион был «замечательного

хорош собою, с прекрас­ными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен.» В его поступ­ках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова, с которым был едва знаком. Он презирает тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа: Разумихин — преданнейший друг Раскольни­кова,
Соня — несчастное создание, жертва гниющего общества, восхищаются им, даже его преступление не может поколебать эти чувства. Он вызывает ува­жение у следователя Парфирия Петровича — очень умного человека, догадавше­гося раньше всех о его преступлении.
И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние. Как, почему это могло случится? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за «униженных и оскарбленных», совершил убийство «по теории», реализуя абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысход­ностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию «крови по совести», а теория вылилась в преступление.
Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу «все дозволено», но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий «хозяев жизни», сближает его с негодяем Лу­жиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные два ха­
Рактера считает, что человеку, обладающему силой и злостью, «все дозволено.» «Мы одного поля ягоды,» — говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион по­нимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, «перешаг­нули через кровь».
Конечно, нельзя равнять Свидригайлова и Лужина с Раскольниковым. Пер­вый имеет, как я уже сказал, весьма противоречивый характер: он одновремен­но добрый, честный человек, совершает ряд добрых поступков, таких как, нап­ример, огромная помощь детям Мармеладовых, но в то же время на его совести оскорбленная честь Дуни, несколько странная смерть его жены, Марфы Петров­ны. Свидригайлова нельзя назвать ни плохим, ни хорошим человеком, нельзя назвать его и «серостью», скорее, это человек, в душе которого борется доб­ро и зло. И то и другое попеременно держат победу, но к сожалению, в ре­зультате берет свое зло — Аркадий Иванович кончает жизнь самоубийством. С Лужи

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Тpагедия Раскольникова