Красота человеческого поступка. (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
«Красота спасет мир» — говорил Ф. М. Достоевский, имея в виду внутреннее содержание этого качества, некую гармонию, божественную истину. Отсюда и красивый поступок, по мысли писателя, должен отвечать Божьим заповедям, прежде всего, быть добрым. Кто же из персонажей романа Достоевского поступал действительно красиво? Главный герой произведения — Родион Раскольников совершил много хороших дел. Он отзывчивый, добрый по натуре человек, который тяжело переживает чужую боль и всегда помогает людям, даже если это ставит под угрозу его дальнейшее
. вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею.» Родион мечтает властвовать над людьми, так проявляется суть героя — индивидуалиста. Уязвимая гордость Раскольникова мучает его, и тогда он решается на убийство, чтобы бросить вызов окружающим и доказать себе, что он «право имеет». Рассматривая с христианской точки зрения поступок героя, автор выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников — человек, глубоко грешный. Имеется в виду даже не то, что он убийца, а его гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все — «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий», избранный. В отличие от Раскольникова, истинно красивые поступки совершает Соня. Она жертвует собой ради близких людей, потому что любит их. Да, Соня — блудница, но у нее не было возможности быстро заработать деньги честным путем, а семья умирала от голода. Эта женщина губит себя, но душа ее остается чистой, потому что она верит в Бога и всем старается делать добро, любя и сострадая по-христиански. Я думаю, самый красивый поступок Сони — спасение Раскольникова. После убийства процентщицы Родион тяжело заболевает, так как очень страдает душой. «Я не старуху убил, я себя убил», — признался он Соне Мармеладовой. Отчуждение от людей мешает Раскольникову жить. Человеческая натура его не принимает этого. Оказывается, он не может жить без общения. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и отчаяннее, она идет по множеству направлений, и каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думая о них так же мучительно, как и об убийстве Лизаветы.
По его логике они должны быть в «низшей» категории, и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы, и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны. По своей теории герой должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит. Ему невыносима мысль о том, что его идея сходна с мыслями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит их, и понимает, что не имеет на это права. «Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?» Здесь человеческая натура его наиболее остро столкнулась с нечеловеческой теорией. Душа героя болела, пока он не нашел в мире человека, способного понять и помочь. Именно с появлением Сони в Раскольникове побеждает чувство раскаяния. Жалость охватывает его при мысли, что он «пришел мучить» подругу; ведь человек никогда не хочет страдания, но хочет счастья. Особенно героя поражает смирение, с которым эта женщина принимает от него страшную душевную боль: «. Раскольников подошел к Соне, та вдруг взяла его за обе руки и приклонила к его плечу голову. Этот короткий жест поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: «Как? Ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке! Это уж была какая-то бесконечность собственного уничижения. Ему стало ужасно тяжело». В сущности, отношение Сони к Родиону — это отношение Бога к человеку, то есть милосердие. Героиня жалеет Раскольникова и именно поэтому прощает его. Она вернула Родиона к истине, направила его на верный путь, помогла увидеть мир в иных цветах. Это и помогло Раскольникову обрести веру, надежду, любовь. Вся жизнь Сони Мармеладовой является самопожертвованием. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь свою греховную суть и воскреснуть. В действиях Сони Мармеладовой выражена вся красота человеческого поступка.