Признание Раскольникова Соне в убийстве
Материалы к анализу эпизода
Этот урок проводился в 10-м классе обычной барнаульской школы, находящейся в социально неблагополучном районе. Здесь нет модных сегодня новых технологий — вы увидите череду вопросов по тексту эпизода и ответов на них. Кому-то такое построение урока — беседа по произведению — покажется излишне традиционным, но для моих детей, среди которых много нечитающих или с трудом разбирающихся в сложных текстах, оно «срабатывает». Ученики признаются, что после таких уроков хочется перечитать текст, а в сущности,
Мы просто сидим в классе и просто разговариваем, иногда записывая в тетрадь важную мысль. В ходе таких разговоров постепенно формируется умение ставить вопросы, замечать детали, соотносить друг с другом элементы текста. А самое главное — возникает желание читать.
Разговор на уроке начинаем с вопросов «для разбега»:
Сколько раз Раскольников приходит к Соне? А в Дом старухи? Сколько встреч у него
Отмечаем, что во всех этих случаях налицо присущий фольклору мотив троичности, при этом выявляется одна композиционная закономерность: первый визит Раскольников наносит, делая «пробу» , вторая встреча выполняет функцию кульминации, третья — развязки.
В словаре В. И. Даля слово «проба» имеет значения: «опыт, испытанье, испыт, попытка, искус, искушенье; всякое действие для узнанья качества чего-либо, опыта, каково что, нельзя ли, можно ли». Значит, Раскольников — экспериментатор, который проводит исследование, опыт, при личном участии и с риском для себя.
Во всех перечисленных выше встречах кульминационной является вторая. Эпизод, который мы разбираем, не исключение. Мы знаем по предыдущему опыту, что в эпизоде, тем более ключевом, отражены ведущие идеи, образы, мотивы всего произведения.
Проведем эксперимент, который поможет нам либо подтвердить, либо опровергнуть данное предположение. Перечитаем описание комнаты Сони, данное в предыдущей части . Автор подчеркивает, что один угол комнаты безобразно тупой, а другой очень острый. Попробуйте нарисовать этот неправильный четырехугольник, в котором острый угол противоположен тупому.
На что похожа фигура, получившаяся у вас?
Среди ответов учащихся звучит слово «топор», причем «каменный топор». Предлагаю соединить между собой противоположные углы — получается крест. Обращаем внимание, что в комнате почти нет мебели, а перечисленные предметы обстановки обладают многозначной символикой.
Кровать вводит мотив сна и смерти ; стол — «престол», жертвенник; на столе «синенькая скатерть» — покров Богородицы; свеча — символ живой души и молитвы; Евангелие — благая весть о спасении.
Кроме того, острый угол комнаты почти не виден. С чем ассоциируется этот «темный угол»?
Ребята отвечают, что это означает неизвестность, загадку.
Для кого эта загадка? Кто или что является загадкой?
И Раскольников, и Соня пытаются разгадать «тайну» друг друга.
Для чего Раскольников приходит к Соне? Зачем ему нужно именно Соне рассказать, кто убил Лизавету? Почему именно Лизавету?
Раскольников давно «избрал» Соню, еще тогда, когда впервые услышал о ней от Мармеладова. В Соне он хочет видеть единомышленника, который разделит с ним ответственность и страдание. Но для этого ему нужно объяснить Соне, почему он убил Лизавету.
С какими мыслями герой выходит от Мармеладовых? Глава, предшествовавшая свиданию, завершается мысленным восклицанием Раскольникова: «Ну-тка, Софья Семеновна, посмотрим, что вы станете теперь говорить!» В чем смысл этой фразы?
Вероятно, Соня, по мнению Раскольникова, должна убедиться в неверности своих прежних представлений о мире. Свиданию предшествует эпизод с Лужиным, где она была обвинена в краже сторублевого кредитного билета. Только заступничество Лебезятникова и Раскольникова спасло Соню от тюрьмы.
В чем должен был убедить Соню эпизод с Лужиным?
Раскольников хочет доказать Соне, что Бог не спасет. Действовать нужно самим.
Что более всего беспокоит героя в предстоящем разговоре с Соней?
Признание в убийстве Лизаветы.
Почему ему трудно в этом признаться именно Соне? Почему он собирается сообщить Cоне о Лизавете, а не об Алене Ивановне? Вспомним, чем завершается первое свидание Раскольникова с Соней.
На вопрос Сони: «Что же, что же делать?» — Раскольников отвечает, что нужно «страдание взять на себя». Разуверившись в Небесном, Раскольников решает изменить мир, защитить униженных и оскорбленных, стать мессией. В этом походе он собирается сделать Соню союзницей, но между ними стоит Лизавета.
Как показано состояние героев в начале сцены?
Раскольникова «почти придавило» «мучительное сознание своего бессилия перед необходимостью». Соня сидит, закрыв лицо руками . Герои идут навстречу друг другу, она встает — он садится. Герои оказываются в том же положении, что и накануне . Но это подчеркнутое сходство положений призвано более ярко показать зеркальную противоположность первой и второй встречи Раскольникова с Соней.
Кто вел диалог в первой сцене? Каков был тон Раскольникова? Как воспринимала его Соня?
В первое свидание с Соней Раскольников ведет себя почти бесцеремонно. Он даже не сразу замечает, что Соня стоит, а он сидит. Он приглашает ее сесть, как будто он хозяин, а не гость. Тон его назидательный.
Герой задает Соне вопросы, как судья, и именно «судьей и решителем своей участи» воспринимает его дрожащая в страхе Соня. Во второй сцене страх и дрожь характеризуют состояние Раскольникова. Теперь Соня должна решить его участь.
Как организуется диалог во второй сцене?
Раскольников задает Соне вопросы, а Соня молчит. Молчание выбивает у Раскольникова почву из-под ног, он начинает путаться. История с Лужиным вселила в героя надежду, что Соня, оказавшаяся в положении ветхозаветного героя Иова, не выдержит и возропщет. Эта надежда как будто небезосновательна.
Кроткая Соня, готовая «с терпением и почти безропотностью» переносить все, в первый раз испытала «чувство беспомощности и обиды». Раскольников в сцене с Лужиным выступает в роли спасителя Сони .
Раскольников задает Соне вопрос-искушение: «Лужину ли жить и делать мерзости или умирать Катерине Ивановне? …Как бы вы решили: кому из них умереть? Я вас спрашиваю» .
Предлагаю ответить на этот вопрос учащимся. Многие из них выносят смертный приговор Лужину. А затем вместе читаем ответ Сони: «Да ведь я Божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы?
Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»
Как воспринимает Раскольников ответ Сони?
Это приговор, вынесенный ему и его идее. Тон героя после этого меняется .
Как передается напряженность разговора в этой сцене?
Здесь много пауз, молчания . Состояние героя характеризуют жесты , действия .
Обращаю внимание учащихся, что «та минута», в которую Раскольников чувствует неизбежность, неотвратимость своего признания, ассоциативно связана со сценой убийства: «Эта минута была ужасно похожа в его ощущении на ту, когда он стоял за старухой, уже высвободив из петли топор, и почувствовал, что уже «ни мгновения нельзя было терять более»». Как и в сцене убийства, Раскольников «не понимал того, что теперь с ним делалось». Соня при этом испытывает такое же состояние ужаса, какое охватило Раскольникова в момент убийства.
Как Раскольников объясняет Соне, почему убил Лизавету? В чем особенность речевого построения этого объяснения?
Обилие многоточий свидетельствует о том, с каким трудом произносит Раскольников слова признания. Ключевое слово здесь — «убить». При этом Раскольников выступает и в роли убийцы, и в роли жертвы.
В чем смысл соотнесения в сознании Раскольникова Сони и Лизаветы?
Соня в момент признания реагирует на героя почти так же, как Лизавета. В лице Сони Раскольников увидел лицо Лизаветы, и это ощущение «оледенило его душу». Это говорит о том, что Раскольников подсознательно чувствует, что на месте Лизаветы могла оказаться Соня. Поведение Лизаветы в момент убийства напоминает Раскольникову поведение маленьких детей, «когда они вдруг начинаются чего-нибудь пугаться».
Так же по-детски ведет себя в момент признания Соня, и «точно такой же испуг показался» и в лице Раскольникова.
В чем смысл такого сходства героев с детьми?
«Дети — образ Христов: «Сих есть царство Божие». Он велел их чтить и любить, они будущее человечество», — говорит Раскольников при первой встрече с Соней. Дети воплощают собой чистоту и более всего нуждаются в защите.
В Раскольникове совмещаются убийца и ребенок.
Задаю детям вопрос, автором которого является Е. Н. Ильин: «Представьте ситуацию: к вам пришел Раскольников и сообщил об убийстве. Что бы вы ему сказали? Как отреагировали бы на это сообщение?» А какова реакция Сони?
«Вдруг, точно пронзенная , она вздрогнула, вскрикнула и бросилась, сама не зная для чего, перед ним на колени. — Что вы, что вы это над собой сделали! — отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками». Коленопреклонение Сони напоминает коленопреклонение Раскольникова в эпизоде первого свидания. Но Раскольников подчеркивает, что поклонился не Соне, а «всему страданию человеческому», а Соня поклонилась страданию именно Раскольникова.
В поклонении Раскольникова, наряду с состраданием, проявляется гордыня, Соней же руководит одно «ненасытимое сострадание».
В реакции Сони звучит библейский мотив братства и прощения: «И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали » . Кроме того, в фольклоре поцелуй воскрешает из мертвых . Если в первой сцене Раскольников чувствует себя защитником, покровителем Сони , то в эпизоде признания он сам ищет спасения в Соне .
Какие мотивы своего преступления называет Раскольников? Какой из них ведущий? Что помогает это определить?
Монолог Раскольникова сопровождается авторскими ремарками, передающими состояние героя и слушающей его Сони. По мере того как герой приближается к обоснованию своего права на убийство, он все более возбуждается . Какой вывод можно сделать из этих наблюдений?
Ведущим мотивом преступления было стремление Раскольникова подтвердить свою принадлежность к «высшему разряду» .
Означает ли это, что все ранее названные Раскольниковым мотивы не имеют значения? Какие фрагменты романа в таком случае оказались бы лишними?
Если допустить, что самоиспытание героя — единственный мотив убийства, тогда становятся ненужными такие эпизоды романа, как исповедь Мармеладова, сон Раскольникова о забитой лошади, письмо матери героя, встреча его с пьяной девочкой на бульваре.
Как Соня объясняет причину преступления Раскольникова?
Соня видит причины страдания героя в безбожии: «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!» Раскольников сам неоднократно указывает на руководящую роль дьявола в его мыслях и поступках .
В рассказе Раскольникова о том, как он пришел к решению убить старуху, можно выделить обозначенные в святоотеческой литературе четыре ступени греха: 1) помышлять о грехе; 2) соглашаться с помышлением; 3) выражать словом помышление; 4) исполнять помышление делом.
Наряду с мотивом убийства в этой сцене звучит мотив самоубийства .
Чем заканчивается эпизод?
«Оба сидели рядом, грустные и убитые…» Убитые — значит, не просто мертвые, а принявшие смерть по чьей-то воле. Оба героя выступают в роли убийцы и жертвы одновременно, оба сидят на кровати, но тут же вновь звучит мотив воскрешения. Залог его в любви Сони.
Раскольников «чувствовал, что в ней вся его надежда и весь исход».
Какой выход предлагает Соня Раскольникову?
Она призывает его к покаянию и принятию страдания как очищения от греха, искупления.
Готов ли Раскольников принять такой выход?
Нет. Он еще надеется одолеть судьбу. Убийственная теория еще не перестала владеть его сознанием.
Раскольников еще не считает, что совершил преступление, поэтому и отказывается от креста, который хочет ему отдать Соня.
Домашнее задание: я прошу ребят кратко записать в виде связного текста то, о чем мы сегодня говорили. С проверки этих текстов начнется следующий урок.