О ПОНЯТИИ «ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА»

Понятие «дети группы риска» сегодня является общепринятым, однако существуют различные его определения, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти Дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Фактически речь идет о двух сторонах риска.

С одной стороны,

это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного

развития и т. п.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, Е. И. Казакова, выделяет три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка — психофизические, социальные и педагогические. Близок к этому подход В. Е. Летуновой, которая выделяет такие группы факторов риска, как:

— медико-биологические ;

— социально-экономические ;

— психологические ;

— педагогические .

Л. Я. Олиференко под понятием «дети группы риска» подразумевает следующие категории детей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств ;

3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;

4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5) дети с проявлениями психолого-педагогической и социальной дезадаптации.

В обобщенном виде классификация детей «группы риска» по трем основным факторам представлена в Таблице 1.

Таблица 1. ДЕТИ «ГРУППЫ РИСКА»

Медицинский фактор

Психологический фактор

Социальный фактор

Дети с ограниченными возможностями

Дети с психологическими проблемами в развитии интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сферах

Дети из неблагополучных семей;

Дети-сироты;

Педагогически запущенные дети

И. В. Дубровина отмечает, что психологи и педагоги, работающие с детьми, достаточно часто сталкиваются со случаями Осложнений психического развития, большая часть которых является лишь Отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания. Она выделяет следующие наиболее часто встречающиеся трудности в поведении и развитии детей дошкольного и школьного возраста: нарушения поведения , отставание в развитии , особенности психофизиологического развития , эмоциональные нарушения . И. В. Дубровина считает, что осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами: ошибками воспитания и минимальными поражениями нервной системы . Зачастую оба этих фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют, а иногда и вовсе не знают, те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются исправить его различными неадекватными воспитательными воздействиями.

Довольно часто дети, имеющие риск в поведении, обучении, отношениях, называются трудными. С точки зрения педагогов они неудобные, неуправляемые, агрессивные, не понимают учителей и сверстников. Трудный ребенок чаще, чем другие, испытывает разного рода неудачи, которые раздражают или пугают родителей и педагогов, в результате за ним закрепляется «ярлык» неудачника, который становится установкой и для самого ребенка.

Риск — ожидаемое неблагополучие при неуспехе деятельности — приводит к осложнениям, препятствует как школьной, так и социальной адаптации ребенка.

Таким образом, основная отличительная особенность детей «группы риска» заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов , но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права — право на уровень жизни, необходимый для полноценного развития, и право на образование. Это происходит вследствие того, что не всегда в условиях учебно-воспитательного процесса к таким детям применяется индивидуальный подход, без которого решить их проблемы практически невозможно. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались.

При этом дети «группы риска» не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить отношение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать полноценной личностью.

В данном пособии речь идет о детях «группы риска» с психологическими проблемами в развитии, т. е. о детях, которые имеют выраженные индивидуально-типологические и индивидуально-психологические особенности. Как правило, эти особенности остаются характерной личностной чертой на протяжении всей последующей жизни. Как уже было сказано, при воспитании и обучении таких детей необходим индивидуальный подход.

Исходя из вышеприведенной трехфакторной классификации детей «группы риска», по психологическому фактору можно выделить следующие категории детей с проблемами в развитии :

1) дети с недостаточными способностями к обучению ;

2) дети с высокими способностями к обучению ;

3) дети с нейродинамическими нарушениями поведения ;

4) дети с особенностями развития межполушарной ассиметрии ;

5) дети с отклонениями в эмоциональной сфере .

Следует отметить, что леворукие дети включены в группу риска не случайно. Леворукость — очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Обозначенные проблемы детей «группы риска» следует рассматривать как отклонения в развитии не выходящие за границу нормы, как «крайние варианты» нормы. При этом уровень отклонения может быть как достаточно высоким, так и слишком низким. Выделенные психологические проблемы «детей группы риска» имеют биполярную структуру:

Высокий уровень интеллекта — низкий уровень интеллекта ;

Высокая подвижность — медлительность ;

Недостаточный уровень эмоционального самоконтроля — высокий уровень эмоционального самоконтроля ;

Повышенная потребность в эмоциональном общении — сниженная потребность в эмоциональном общении .

Таблица 2. Дети с психологическими проблемами в развитии

Дети

С отклонениями в развитии интеллектуальной сферы

Дети с нейродинамическими нарушениями поведения

Дети с

Отклонениями в эмоциональной сфере

Дети с особенностями развития межполушарной ассиметрии

1.Задержка психического развития

2. Одаренность

1. Гиперактивность

2.Гипоактивность

1. Агрессивность

2. Тревожность

3.Демонстративность

4.Шизоидность

1. Леворукость

2. Амбидекстрия

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: О ПОНЯТИИ «ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА»