Языческое и православное в культуре семейных чувств шолоховских героинь
На материале «Тихого Дона»
Художественные творения М. А. Шолохова сродни магическому кристаллу: в новых временных условиях и связях их персонажи вдруг заявляют о себе с ранее скрытой стороны. В современных исследованиях не только во многом по-новому оценивается исходная проблемность его произведений, но и активно разрабатываются прежде не предусматривавшиеся подходы. К числу запретных относилась, например, тема глубокой религиозной укорененности романа-эпопеи «Тихий Дон».
Прекрасное знание автором православной обрядности,
В том числе и культуру семейных чувств шолоховских героинь — донских казачек.
Каждый народ, нация, этнос имеют свою духовную и бытовую культуру
Важнейшим показателем качества духовной культуры является, по общему признанию, эмоционально-чувственная сторона отношений между мужчиной и женщиной. Причем «напряженная диалектическая взаимосвязь» чувственного и духовного в культуре, как отмечал еще немецкий философ Гегель, наилучшим образом выражается через женские характеры, их любовные переживания и поступки, что часто используется авторами художественных творений для развязки или обострения различных коллизий в межчеловеческих отношениях. Именно в женской любви, писал этот «сухой рационалист», наиболее адекватно проявляет себя духовно-нравственная красота или безобразие человека в форме чувств: «Женщины концентрируют и углубляют всю свою жизнь в этом чувстве, находя в нем опору своего существования. И если на них, на их любовь обрушивается несчастье, то они тают, как свеча, гаснущая от первого грубого дуновения»