«Я знал одной лишь думы власть…»
Ты хочешь знать, что делал я
На воле?.. Жил.
М. Ю. Лермонтов
Лермонтовское время, то есть 30-е годы XIX века, называют «тихим житьем», «смирным временем». Покорность и смирение снаружи и глухая удушливая неподвижность изнутри являлись страшными признаками эпохи. Правительство, напуганное выступлением декабристов, жестоко преследовало даже легкий намек на инакомыслие, слова «свобода» и «вольность» стали крамольными. Общество, из которого были вытравлены героический дух и вера в высокие идеалы свободы, скованное реакцией,
Лермонтов вышел из этого общества, был тесно связан с ним, но оно не подавило его индивидуальности. Своей поэзией, беспокойной и мятежной, Лермонтов борется за человека, его достоинство, за право быть свободным.
Его любимый герой — это гордая и смелая, мятежная и протестующая личность, которая стремится к борьбе, к действию. Изображение такой личности является основной темой его поэмы «Мцыри».
«Мцыри» — поэма с одним героем. Исповедь Мцыри — главная часть поэмы, в которой раскрывается духовный мир героя. Это юноша
С детских лет он живет в монастыре, но помнит свой аул. Им владеет «одной лишь думы власть» — вернуться в тот мир «тревог и битв», «где люди вольны, как орлы».
Мцыри полон непреклонной воли к тому, чтобы найти свою потерянную родину. Его ничто не остановит: ни стихия, ни голод, ни встреча с диким зверем. Мцыри мечтает о свободе, о воле.
Только дни, проведенные за стенами монастыря, он считает настоящей жизнью. Юноша полон презрения к опасности и проявляет мужество, когда встречает могучего барса — его «сердце вдруг зажглося жаждою борьбы». Он говорит о себе с гордостью:
… я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцовНе из последних удальцов.
Мцыри бежит навстречу неизвестности, в бурю, с которой «обняться был бы рад», потому что буря — это свобода, которая звала его вперед. Он «кричал и плакал, как дитя» от счастья, не было в его душе страха — только восторг.
Природа в понимании Мцыри — это воплощение воли, неисчерпаемой силы и красоты — всего, чего не было в «сумрачных стенах» монастыря, «в душных кельях» монахов и к чему так сильно и пламенно рвалась душа свободолюбивого юноши. Тихое Утро после грозы поражает Мцыри мирной красотой. Картина, открывшаяся перед ним, захватывает его, зовет к слиянию с природой:
…снова я к земле припалИ снова вслушиваться сталК волшебным, странным голосам;Они шептались по кустам, Как будто речь свою велиО тайнах неба и земли.
Ярко раскрывает характер непокорного Мцыри метафора «пламень». Этот пламень жил в его груди с юных лет. Он дает себе клятву: свою «пылающую грудь прижать с тоской к груди родной». При встрече с барсом сердце юноши «зажглось жаждою борьбы».
Общение с природой помогает Мцыри, облегчает его гнетущее чувство тоски по родине. Рассказывая о своем душевном состоянии, он прибегает к сравнениям: деревья шумят «свежею толпой, как братья в пляске круговой»; сам он, «как брат, обняться с бурей был бы рад». Кажется, что ему понятен язык потока, который «шумел, и шум его глухой сердитых сотне голосов подобился».
Мцыри потерпел неудачу, он не смог достичь своей цели — найти родину, своих родных. «На мне печать свою тюрьма оставила», — так он объясняет причину своей неудачи. Но дух его не сломлен. С тоской прощается он с жизнью, но последние мысли юноши о родине, он просит похоронить его в том месте сада, откуда виден Кавказ: «Быть может, он с своих высот привет прощальный мне пришлет».
Однако трагически бесплодные результаты борьбы, которую ведет Мцыри, и ожидающая его гибель не лишают поэму жизнеутверждающего героического смысла. Мцыри ни на минуту не отступает от своей мечты увидеть родину, борется, пока может бороться, и перед смертью продолжает думать о своей родине. Он умирает, потому что не может смириться с жизнью в монастыре.
Современниками М. Ю. Лермонтова образ Мцыри воспринимался как призыв к свободе. Образ томящегося в неволе юноши, оставаясь реальным, являлся символом современного Лермонтову человека, переживающего ту же драму, что и герой поэмы в своем заточении. Монастырь, ставший для Мцыри «тюрьмой» и «пленом», осмысливается как символ общества, в котором отсутствует свобода.
В образе родной стороны, который неотступно преследует Мцыри, заключается не только мысли пленного юноши о его родине, но и представление об идеале — о прекрасной, гармонической и пока еще недоступной людям жизни.