«Утраченные иллюзии», художественный анализ романа Оноре де Бальзака
Созданный в период с 1835 по 1843 год роман «Утраченные иллюзии» является одним из самых длинных в «Человеческой комедии» Оноре де Бальзака. Произведение относится к «Сценам провинциальной жизни». Центральной темой «Утраченных иллюзий» является процесс становления двух ангулемских личностей — молодого поэта и писателя Люсьена Шардона и его друга и мужа сестры, владельца типографии, изобретателя Давида Сешара.
Своим героям Бальзак дает исчерпывающую характеристику уже на первых страницах романа. Он подробно описывает
При этом типограф по натуре — сомневающийся в себе меланхолик, в то время как Люсьен
Внутренняя слабость молодого поэта, его беспечность, нетерпение, жажда славы, стремление к успеху, желание отомстить бросившей его возлюбленной, г-же де Баржетон естественным образом приводит Люсьена в мир журналистики. Над романом «Лучник Карла IX» герой серьезно работает ровно до той минуты, как узнает, что жить-то, оказывается, можно иначе. Люсьен не хочет по примеру Содружества трудится честно, год за годом совершенствуя свой талант.
Он выбирает более простой и, как ему кажется, легкий путь продвижения в литературном мире.
Очарованный доводами знакомого журналиста Этьена Лусто Люсьен с головой бросается в работу, основным принципом которой является всегда и во всем помогать коллегам по перу: сообща защищать друзей и нападать на врагов. Трудясь на благо либеральной прессы, Люсьен узнает о том, как пишутся рецензии на вышедшие книги , как работают книгоиздатели , как книгопродавцы относятся к к тому, что продают . Чем больше молодой журналист знакомится с окружающим его миром, тем лучшее понимает, что талант в нем почти ничего не значит: в журналистике, в литературе, в театре славы добиваются те, у кого есть деньги и возможность сделать себе рекламу.
Прозрение Люсьена в отношении современного ему мироустройства является поверхностным. Склонность к идеализации жизни и непомерное тщеславие не дают персонажу «Утраченных иллюзий» встать на один уровень с окружающими его людьми. Люсьену не хватает ни душевной низости, ни умственной изворотливости, чтобы понять, что высший свет и монархическая пресса привлекают его на свою сторону, чтобы отомстить за едкие статьи о г-же де Баржетон и бароне дю Шатле.
Возвращение разорившегося, выброшенного за пределы литературного мира и высшего общества Люсьена в Ангулем окончательно открывает персонажу глаза на свою натуру. В прощальном письме к сестре несостоявшийся писатель определяет себя как равного нулю человека, который может стать чем-то только при добавлении к нему «единицы». Такой единицей, по мнению Люсьена, могла бы стать «сильная женщина, непреклонной воли» — например, навсегда упущенная г-жа де Баржетон.
Молодой поэт мог бы опереться на Еву и Давида, но они, по его мнению, слишком слабы для того, к чему он стремится.
Давид и Ева Сешар — люди благородные и трудолюбивые. Давид, как и Люсьен в начале своего «карьерного пути», отличается большой мечтательностью. Женившись, он сразу же бросается в изобретательство, не думая о том, на что будет жить молодая семья в ожидании богатства. Беременной Еве приходится взять бразды управления типографией в свои руки. Только любовь и глубокое уважение к мужу, не изменившему своей мечте, не дает молодой женщине отчаяться.
Душевный перелом в ней происходит не раньше, чем она разочаровывается в брате.
Месяц за месяцем сражаясь с власть имущими, глядя на низость и порочность окружающих ее людей , Ева постепенно приходит к мысли о том, что путь обогащения создан не для них с Давидом. Их счастье в простой и безыскусной жизни, наполненной простыми домашними радостями. Такое существование никогда не сделает их миллионерами, но и не отнимет у них самого ценного — душевного покоя.
Молодая семейная пара, как и Люсьен, утрачивает иллюзии, но находит в себе силы жить в соответствии со своими внутренними убеждениями. В отличие от друзей юному поэту не удается ни только жизнь, но и собственная смерть: решив покончить жизнь самоубийством, Люсьен моментально поддается на уговоры случайно встреченного им испанского каноника и отправляется в новое жизненное путешествие с целью окончательного и теперь уже правильного покорения света. В пути он узнает истинную цену истории и нравственности, главным мерилом которой служит не талант или внутреннее благородство, а умение добиться своего без обнаружения внутренних слабостей и преступлений.
Верховный закон успеха, по мнению Карлоса Эрреры, это — тайна, которая скрывает человеческую низость и открывает всему миру его показное величие, талант и все, что он хочет сам в себе обнаружить.