«Судьба — не вне, она — внутри тебя»
Рассказы Виктории Токаревой на уроках
Рассказы Виктории Самуиловны Токаревой вызывают у школьников живой, неподдельный интерес. Они являются современным «зеркалом» вечных проблем, поднятых классиками русской литературы. В этих рассказах идет откровенный разговор с читателем о современной жизни, о бедности и богатстве, чести и бесчестии, нравственном и безнравственном. Лаконичное выражение мыслей, виртуозное владение словом, ироничные и умные замечания о людях и их поступках — вот что отличает стиль писательницы.
Главный
Все эти качества прозы Виктории Токаревой делают ее произведения доступными для понимания, поэтому, очевидно, ученики с интересом «открывают» для себя ее рассказы в школе, а потом с удовольствием читают их самостоятельно.
Для работы на уроке я выбрала форму комментированного чтения. И не только потому, что бывает сложно найти достаточное количество текстов для всех учеников: такой
Результатом обсуждения рассказа, как правило, являются рецензии, письменные обобщения обсуждаемого круга вопросов, эссе.
Литература — это все же жизнь души человеческой, никак не идея. Рассказ должен разбередить душу, войти прямо в сердце, утешить, успокоить.
Впервые к рассказам Виктории Токаревой я обращаюсь в 8-м классе после изучения таких произведений, как «Парадокс» В. Короленко, «Зеленая лампа», «Голос и глаз» Александра Грина, где основными проблемами являются проблемы жизненного выбора. На уроке мы читаем рассказ Токаревой «Вместо меня» . Поделюсь наблюдениями, накопленными в ходе комментированного чтения.
Предварить чтение можно такими словами: «Рано или поздно каждый человек оказывается перед нравственным выбором: с кем он, за кого, во имя чего живет, какие ценности являются для него определяющими. Вот так и героям рассказа Виктории Токаревой пришлось сделать свой нравственный выбор. Что же оказалось на чаше их жизненных весов?
Давайте попробуем вместе разобраться в прочитанном».
Затем учащиеся получают задание: по ходу чтения и обсуждения заполнить «чаши» условных «весов нравственного выбора» и определить конфликт произведения. В результате в их тетрадях должен оказаться рисунок весов, на одной чаше которых — деньги, власть, «я», на другой — честь, Порядочность, совесть.
Герои рассказа — знакомый с буйной молодостью и тоскливой старостью дьявол мистер Соколов и англичанин, безработный актер Ник. Был он талантлив и счастлив, была в его жизни работа, были семья, перспективы. Только все это уже в прошлом. Писательница не случайно использует для обозначения прошедшего времени стремительный глагол «просверкнула».
Вспыхнув, словно молния, надежда мгновенно покинула человека и сделала его несчастным.
Жизненные ценности у Ника такие же, как у русских, немцев, французов, и несчастлив он так же, как и все люди в мире. Жизнь «на руинах» сломала его, он «винит» всех вокруг и по-детски «обижается».
Показывая страдания человека, Токарева точно определяет довлеющую роль денег в мире. У Ника их нет, поэтому рушится все: страдает больная мать, уходит жена к состоятельному врачу. И ему, талантливому человеку, приходится работать официантом.
Соколов — глубокий старик, давно «изживший себя». Он фантастически богат, но немощен. Его, русского по происхождению, вывезенного восьмилетним мальчиком из России, тянет на родину.
Ностальгия это или прихоть — решать читателю. Точными штрихами, беспристрастно описывает Токарева важное и в судьбе Соколова, и в его незаурядной личности: «В молодости это был пьяница, развратник, обжора и драчун». Теперь все в прошлом: он болен и устал от жизни, ему скучно жить.
Автор делает свои выводы: «Скука порождает пустоту, пустота — тоску, тоска — зависть и ненависть к живущим».
Разве можно так ненавидеть людей в восемьдесят три года? Ненависть Соколова особенная, изощренная. Он хочет быть зрителем «в инвалидном кресле», а играть будут для него другие.
Он придумал глубокомысленную, но полную цинизма формулу оправдания своей дьявольской сущности: «жить вместо него» теперь будет гордый и достойный человек, которого жалко ломать, но «очень хочется».
Внешность человека порой обманчива. Старик кажется симпатичным, легким, а его большие глаза распахнуты миру. Но позже, прочитав рассказ, понимаешь, что Соколов — символический образ дьявола, хоть раз появляющегося в жизни человека.
Вчитываясь в каждую многозначительную фразу, в каждое слово, сказанное писательницей, осознаешь главное: молодость альтруистична, старость эгоистична, молодость красива, но безобразна старость, в молодости есть надежды, а к старости, к сожалению, остается пустота… Но в жизни есть немало примеров, когда до преклонных лет люди сохраняли человеческое достоинство и оставались полными жизни. Значит, деньги не просто зло, они способны растлевать душу человека.
В молодости они нужны, чтобы вести достойную жизнь, а в старости — для достойного ее завершения.
«Бесовская» сущность натуры Соколова обнажается в его безнравственных просьбах. Словно Мефистофель, проверяя в своем подопечном прочность его нравственных принципов, он предлагает Нику есть «икру ложками», кощунственно смеяться и предать за деньги любовь.
Особенно изощренным было второе испытание, которое придумал «режиссер» Соколов. Он стал зрителем вместе с остальным залом, когда Ник совершил ужасный поступок — «неуместно и по-идиотски» захохотал над сценой из фильма «Летят журавли». Говоря «наша» война, писательница подчеркивает безнравственность поступка Ника, поэтому весь зал «старался не смотреть на него».
Ник сам поставил себе и просьбам Соколова диагноз, говоря, что он продал свои «честь и совесть» дьяволу и теперь «должен стать мерзавцем». Герой, осознав это, испытывает чувство стыда после выполнения каждой просьбы старика.
«Грустное и смешное рядом», — изрекает философскую истину Соколов, не понимая высокого ее смысла. Он вообще не в состоянии осознать степень своей причастности к развращению чистой души Ника. Оказывается, быть «мерзавцем» Соколов учился в похожих обстоятельствах.
Ник оказался сильным человеком. Умение видеть «желтые и багряные листья», ощущать «темно-зеленый бархат» склонов, слышать пение жаворонка в небе возвращает героя к его высокому человеческому состоянию души.
Нравственным завещанием Нику явились три слова в предсмертном письме Соколова: «Живи вместо меня». Жить теперь для Ника — значит продолжать достойно свою жизнь и «переписать набело» судьбу другого человека.
Вновь к рассказам Токаревой я обращаюсь в 10-м классе, после чтения романа » Отцы и дети», на занятии-семинаре «Проблемы «отцов» и «детей» в современной литературе» . Главный проблемный вопрос урока: в чем видят специфику конфликта между отцами и детьми писатели ХХ века?
Первая часть занятия строится в форме групповой работы по следующим произведениям: А. Вампилов. «Старший сын»; А. Алексин. «Безумная Евдокия», «Домашний совет», «Раздел имущества», «Сердечная недостаточность»; Г. Щербакова. «Вам и не снилось».
Вопросы группам
Кто в произведении представляет поколение «отцов», кто — «детей»? Каков характер конфликта ? Каковы основные проблемы, по которым происходит спор? На чьей стороне победа?
На чьей стороне правда? В чем сходство и различие проблемы «отцов» и «детей» в XIX и XX веках?
Во второй части занятия организуем выборочное коммен — тированное чтение рассказа В. Токаревой «Инструктор по плаванию» .
Вопросы для обсуждения
Что отличает человека нового поколения? Почему происходит непонимание между матерью и дочерью? Как бы вы смогли объяснить поведение матери и дочери?
Что нужно для того, чтобы пришло взаимопонимание?
Прежде всего, молодое поколение отличает стремление к индивидуальности. Хочется быть не похожим на других. «Ну, объясни, — просит Мама, — что вы за люди? Что это за поколение такое?» «При чем тут поколение? — заступаюсь я. — Я уверена, стоит тебе только намекнуть, как все поколение тут же ринется за солью, и только я останусь в стороне от этого общего движения».
У героини рассказа на многое есть своя точка зрения, но вот держать ее ей всегда приходится при себе. Почему? Потому что мать просто не желает слышать дочь, считая к тому же свое мнение единственно правильным. «Ты вообще ни на что не имеешь никакого права. Потому что ты никто, ничто и звать никак», — слышим мы ее слова в адрес дочери, закончившей школу и неделю назад провалившейся на вступительных экзаменах в педагогический институт, дочери, которой так нужны сейчас понимание, поддержка. Что это — эгоизм, черствость?
Интересно, что сама героиня находит ответ на этот вопрос: «Никто в этой жизни не любит меня больше, чем мать, и никто не умеет сильнее обидеть». В философии это называется «единство и борьба противоположностей». И еще: «Надо уметь отделять рациональное от эмоционального.
Родители на то и созданы, чтобы воспитывать, а дети для того и существуют, чтобы создавать поводы для забот. Каждое поколение испытывает на себе любовь родителей и неблагодарность детей».
Как это просто и как… страшно! Так хочется пробить эту стену непонимания. Наверное, это не так уж и сложно.
Ведь смогла же героиня рассказа другими глазами взглянуть на мать, которую обвиняла и в отсутствии чувства юмора, и в том, что мать, преподаватель зарубежной литературы в институте, сама не понимает эту самую литературу, в том, что порою лупила ее от элементарного бессилия, что во всем видела проблемы, а еще — «заставляла каждый день искать смысл жизни».
Случайное знакомство в кинотеатре с молодым человеком, которого она назвала про себя Ив Монтан, помогло ей постичь простые истины: «Все бывает, как бывает, а не так, как хочешь, чтоб было. Поэтому надо уметь радоваться тому, что есть, а не печалиться о том, чего нет». А еще то, что мать ее — просто «несчастная баба», что она тоже когда-то была молодой, всю жизнь одна воспитывала дочь, занимаясь нелюбимым делом и не встретив «своего» мужчину, что «у нее ничего не получилось, потому что все бывает, как бывает, а не так, как хочешь, чтобы было».
«Когда я вернулась домой, мама подметала квартиру — наводила мещанский уют. Уют современных мещан, которые живут медленно и невнимательно». «Живут медленно и невнимательно…» Вот оно, наверное, решение проблемы взаимопонимания: взрослым успевать за быстро меняющимся миром и быть внимательнее к собственным детям, детям — иногда научиться смотреть на родителей «по-другому». Впрочем, каждый может прийти к собственному осмыслению этой проблемы.
Главное, чтобы было желание думать о ней. Рассказы Токаревой, повторим, это желание в старшеклассниках активно пробуждают.
И еще раз в школе мы читаем с ребятами один из рассказов Виктории Токаревой уже на исходе 11-го класса. Это момент жизненного самоопределения, выбора своего пути. Для своих выпускников я выбрала рассказ «Кошка на дороге» .
Вопросы для обсуждения
О чем заставляет нас задумываться автор? Какие образы в рассказе показались вам символичными? Какие реминисценции они вызывают? На какие моменты, эпизоды в рассказе обратили особое внимание, что хотелось бы обсудить?
Что бы вы написали в рецензии на рассказ?
У поэта Якова Белинского есть такие строки:
Судьба? Пути и перепутья? Тракты. То вдаль зовет, то гасит нас, губя. Судьба — предначертанье?
Нет. Характер! Судьба — не вне, она — внутри тебя.
Действительно, свою судьбу каждый человек делает сам. Вот только иногда жизнь дает шанс прислушаться к самому себе, оглянуться на прожитую жизнь и сделать выбор на дороге по имени Судьба. Вот так и герою рассказа Климову, человеку среднего возраста, пребывающему в полном достатке, вдруг представилась возможность заглянуть в себя.
Казалось бы, тихий отдых в санатории, редкое, ненавязчивое общение с соседями по столику в столовой — что еще нужно? Но когда «мозг не занят», он устремляется в воспоминания, а еще — в размышления. Особенно если гулять по лесу, что расположен рядом с территорией санатория.
Больше всего на свете Климов любил лес. Несмотря на возраст, сохранилось в душе детское поверье, что «в лесу среди деревьев присутствует какой-то очень дальний родственник, живший еще во времена Ивана Грозного». «Лес мирил его с прошлым и настоящим. В лесу он не испытывал сиротливой заброшенности, какую он ощущал, скажем, в вагоне метро». Возле высокой сосны, где дорога разветвлялась на три рукава, Климов остановился, как русский богатырь, в раздумье, какую дорогу выбрать. В это время из-за дерева вышла кошка — тощая и злая, буквально потерявшая кошачий вид, с «желтыми, цвета древесных опилок» глазами, голодными и кричащими.
Простое решение — покормить — пришло сразу же, благо что в столовой санатория всегда остаются объедки.
Единение кошки и человека оказалось нарушено строгим голосом сестры-хозяйки: «И не вздумайте брать ее в номер. У нас в помещении животные запрещены». Сколько этих жизненных запретов — «невозможно», «нельзя», «ни в коем случае» — сопровождают нас на жизненном пути! И как правило, мы руководствуемся голосом рассудка, а не голосом сердца.
Климов посадил кошку на плечо и пошел обратно, на развилку трех дорог. Останься кошка на развилке, куда усадил ее Климов, быть может, встреча с ней для героя прошла бы бесследно, но кошка, подумав, двинулась вслед за ним. «Ни стыда ни совести», — промолвил Климов и, поскольку «отсутствие совести у одного рождает бессовестность у другого», метнул в кошку сук, чтобы та перестала преследовать его. «Какой же ты подлец!» — легко было прочитать в глазах у кошки. «И очень хорошо», — парировал Климов. Но спокойствие уже было нарушено.
Весь его путь обратно — череда символов. Это и лыжня, по которой красиво шли влюбленные Олег и Лена, одетые в ярко-голубой и ярко-оранжевый костюмы; им, вероятно, в этот миг казалось, что так ровно и ясно в жизни будет всегда. Глядя на них, Климов, вспомнил, как сам в юности катался на лыжах, одеваясь как на субботник — в последнее рванье.
Казалось бы, что тут особенного. Но в тот момент ему почудилось: «было упущено в жизни что-то, связанное с достоинством». Дальше Климов вышел к реке, укутанной снегом, и потом долго смотрел на двух мальчишек с портфелями, которые шли по тропинке, словно «шли навстречу своей жизни, не обычной, может быть, судьбе, и не тяготились повседневностью».
А вот Климов тяготился ею, потому что был внутренне недоволен сделанным выбором.
Добавила смятения в его и так растревоженную душу старушка, соседка по столу, удивившись: неужели он, Климов, бросил кошку на дороге? «Если вы начали принимать участие в другой судьбе, то вы должны участвовать до конца. Или не участвовать совсем». Тем более что кошка связана с луной. Хочется переспросить: «С луной? или с Вечностью?»
Обедать Климову расхотелось, он забылся в своем номере каким-то тяжелым сном, так что проснулся только ночью, захотелось выйти на улицу. На небе светила луна, и от нее шло какое-то странное свечение. Невольно вспомнилось, как двадцать два года назад было точно такое же небо и деревья, отчетливые в лунном свете, была Леночка Чудакова, дешевый портвейн и — напор счастья, уверенность в полной реализации своей личности, своей любви.
А что было в его жизни потом? Были одинаково минуты счастья и несчастья, но, казалось, не было чего-то главного. Быть может, где-то, когда-то, на какой-то развилке своего жизненного пути он проглядел свою «кошку»?
«Климов остановился и вдруг заметил, что стоит на перекрестке трех дорог». Вот только вдруг ли? Ему увиделось, что кошка сидит на том же месте, где он ее оставил.
Он устремился к дереву, но это был лишь сук, которым он в нее бросил. «Климов стоял и слушал в себе опустошение». А луна стояла над Климовым в этот момент и была похожа на светящийся череп. Желтая Луна над голубой Землею. Словно кошачьи глаза над оранжево-голубым счастьем молодости.
Словно боль и предательство желтого цвета над мечтою голубого…
Казалось бы, перед нами простой жизненный эпизод , однако всякий раз он оказывается для героя возможностью заглянуть в себя. Вот так, проводя героев сквозь все перипетии жизненных страстей и страданий, организуя «судьбоносные» встречи и наказания, Виктория Токарева приходит к своей любимой мысли, высказанной в рассказе «Старая собака»: только верность себе, «порядочность — единственное, что имеет значение, потому что… это совесть, а совесть — это Бог».