Вопросы и ответы к XI главе повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Опишите «дворец» Пугачева.
«Я вошел в избу, или во дворец, как называли ее мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, — все было как в обыкновенной избе». Можно объяснить причины, по которым именно так был оформлен этот «дворец»: крестьяне — участники восстания — и не могли по-иному представить великолепие царских хором.
Дайте портреты «наперсников самозванца».
Их
Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и на щеках придавали его рябому широкому
Почему «логика старого злодея» Белобородова по поводу Гринева показалась убедительной самому Гриневу, хотя эта логика и предполагала его казнь?
К такому решению, конечно, пришел бы любой человек. Офицер едет из Оренбурга в свою крепость. Какие еще могут быть причины для такого решения? Естественным выглядит предположение о разведке, и отрицать это просто невозможно.
Однако у Гринева были другие причины, о которых и ему удалось чуть позже рассказать Пугачеву.
Как объяснить, почему спор Белобородова и Хлопуши спас Гринева?
Спор Белобородова и Хлопуши спас Гринева, так как отвлек внимание Пугачева от подозрений в его адрес. Пугачев пытался разрешить надоевшие и вызывающие его раздражение споры соратников.
Опишите поездку Гринева с Пугачевым из мятежной Бердской слободы в Белогорскую крепость.
Поездка в Белогорскую крепость была очень важна для Гринева и многое помогает узнать о Пугачеве. Во время этой поездки из Бердской слободы между двумя героями повести произошел важный разговор. Вспомним один из эпизодов этого разговора: «Самозванец несколько задумался и сказал вполголоса: «Бог весть.
Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры.
Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою».
Перескажите близко к тексту калмыцкую сказку об орле и вороне.
«Слушай, — сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. — Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсе только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон.
Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать, да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой крови, а там что Бог даст! — Какова калмыцкая сказка?
— Затейлива, — отвечал я ему. — Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину.
Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления».
Обратим внимание на реплику Гринева, которая сразу же заставляет изменить взгляд на существо сказки. Оказывается, то, что хотел воспеть Пугачев, может восприниматься как унылое и унизительное потребление мертвечины. Может быть, в этих словах — отклик на утверждение автора о «бунте, бессмысленном и беспощадном»?