Памяти Зои Александровны Блюминой
Михаил ШВЫДКОЙ, Руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии: «Зоя Александровна принадлежала к тому поколению деятелей советского, российского просвещения, которое искренне верило, что литература, Слово способны изменить человека и мир вокруг него. В этом были прекраснодушие и идеализм, но соединенные с трезвым взглядом на жизнь, с абсолютным пониманием реальности и всех низменных ее сторон. Может быть, именно это позволяло таким людям, как Зоя, постоянно осуществлять свою миссию.
Характерно, что Достоевскому
Евгений БУНИМОВИЧ, Депутат Мосгордумы, учитель математики, поэт: «Конечно, Зоя Александровна была замечательным, уникальным учителем словесности, автором методик и программ, и прочее, и прочее, и прочее. Но, как ни странно, не это главное. Зоя Александровна была просто фантастической женщиной, личностью яркой и неповторимой.
Она работала в лучших, легендарных московских школах в период их расцвета, и сама была неотъемлемой частью этого расцвета и этой легенды.
Ее всегдашняя душевная
Праздник, который всегда был с ней, там, где она.
Мы еще не раз вспомним Зою, Зою Александровну, не только потому что мы, ее ученики, мы, ее коллеги-педагоги, благодарны ей навсегда за очень и очень многое в нас самих, но и потому, что рассказывать о ней, о ее уроках можно бесконечно, а вспоминать о ней — одно удовольствие».
Илья САФОНОВ, выпускник школы № 56: «И мне Зоя поставила «профессиональный голос», и это был голос математика.
1985 год. До первого телемоста ССCР — США остается год, до избрания академика Сахарова народным депутатом — три года, до развала СССР — шесть с половиной лет. Но мы ничего этого не знаем. Мы знаем лишь об антиалкогольном указе и прикидываем, как же всетаки провести последний звонок и выпускной вечер в столь невыносимых условиях. Мы — это выпускной класс средней школы № 56.
Классный руководитель и учитель литературы — Блюмина Зоя Александровна.
Так уж получилось, что вокруг Зои собралась стайка кутузовско-филевско-кунцевской шпаны, безумно ей преданной и, может быть, чуть-чуть талантливой. Помню свои ощущения весны 1985 года, это чувство избранности и элитарности. Перед тобою открыт весь мир!
Вопрос один — куда поступать. Собственно, варианта у меня было два: на физтех или на филфак МГУ. Такие у меня были интересы.
Я наивно полагал, что меня ждут там везде с распростертыми объятиями, и мои ожидания подогревались грамотами с городских и физтеховских олимпиад, а также «комплексом полноценности», который Зоя так искусно вкладывала в тех, кого любила.
Вот с этим-то вопросом я и пошел к Зое. Честно говоря, немного поеживался и между лопатками пробегал неприятный холодок — а вдруг будет взрыв, типа: «Какая физика! Я учила тебя литературе, предатель, изменник!»
А теперь представьте, как меня ошеломил Зоин ответ:
— Иди-ка, дружок, учись математике!
Система аргументов была убийственна:
— Во-первых, ты холерик и антисоветская сволочь и на филфаке МГУ имеешь все шансы вылететь из комсомола, института со всеми вытекающими последствиями. Там не будет Зои, которая тебя прикрывает перед директором.
Во-вторых, я не знаю еще ни одного литератора, хобби которого — математика, но знаю изрядное количество математиков, хобби которых — сочинительство. Любишь писать — пиши на здоровье, сменятся времена и система — меняй профессию, но сейчас получи ту, которая позволит тебе выживать.
И последнее, самое главное — убери подальше в стол на долгие времена все свои грамоты, кроме одной — с олимпиады по математике. Что там у тебя? Сопливое второе место по району?
Писать я тебя худо-бедно научила, а теперь — иди, дружок, учись математике.
Я ворочался ночами и искал брешь в системе аргументов. Я не любил математику. Я любил физику и литературу.
Зачем заниматься тем, что не любишь? Но бреши не было. В результате я подал документы на факультет вычислительной математики МГУ, куда благополучно поступил и который не без приключений окончил.
Теперь, когда я вижу перед собой чистый лист бумаги, я радостно понимаю, что могу связно изложить на нем свои мысли на двух прекрасных языках — языке вербального общения и языке математических выражений.
Встреча с Зоей была для нас, в сущности балбесов, большим и незаслуженным счастьем. Просто — повезло».