Урок-экскурсия по познанию мира в 3 классе
Конспект урока-экскурсии по познанию мира для учащихся 3 классаУрок-экскурсия по познанию мира в 3 классе по теме «Как человек изучает природу» Автор: Алексеева Светлана Викторовна, учитель начальных классов СОШ № 10, г. Экибастуз
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока-экскурсии по познанию мира для учащихся 3 класса по теме «Как человек изучает природу». Данный материал будет полезен учителям начальных классов общеобразовательных школ. Это конспект урока-экскурсии, направленный на формирование умения наблюдать, обобщать,
Конспект урока-экскурсии по познанию мира
Тема: Как человек изучает природу
Цель:
— сформировать у учеников понятие об окружающей природе;
— дать понятие метода наблюдения при изучении природы;
— объяснить особенности наблюдения за объектами неживой природы, растениями и животными;
— развивать кругозор, наблюдательность;
— прививать любовь и интерес к окружающему миру.
Оборудование: У учащихся блокноты, ручки. Ход урока I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного.
Фронтальный опрос.
—
— Какая бывает природа?
— Какое значение имеет природа для человека?
— Какие правила поведения нужно соблюдать в природе, чтобы не причинить ей вреда.
III. Экскурсия.
— В окружающей среде человек постоянно сталкивается с различными телами и явлениями природы. Чтобы правильно распознать то или иное явление, нужно уделить ему пристальное внимание.
Учитель предлагает детям рассказать о своих наблюдениях за природой.
— Как изменилась природа по сравнению с летом?
— Осенняя погода повлияла на жизнь растений и животных? Как?
— Какие растения вы видите на территории?
— Чем отличаются?
— Сколько стеблей у дерева? А сколько у куста, посчитайте.
— Посмотрите, цветут ли сейчас какие-нибудь растения? Почему?
— Что происходит с листьями?
— Почему они опадают?
— Среди опавших листьев есть зеленые. Почему?
— Что еще можно наблюдать осенью?
Вывод: Изменения происходят и в живой и в неживой природе. Человек, наблюдая за природой, стал много понимать, распознавать, определять.
Ситуация: Во время обеденного чая отец спросил у сына: «Какие птицы прилетали сегодня к нам во двор и что они делали?»
— Подумайте все, даст ли сын полный ответ на этот вопрос?
— Почему?
— А почему затруднительно?
Ситуация: Ты много раз видел муравьев, которые тащат мелкие травинки или веточки. Ты задумывался, зачем и куда они несут все это?
— Если ты наблюдаешь за объектом — это и есть метод наблюдения.
Как вести наблюдение?
1. Выбрать объект наблюдения.
2. Определить цель наблюдения. Какую цель наблюдения можно поставить для себя, наблюдая за муравьями?
3. Составить план наблюдения.
— Попробуйте составить план наблюдения за муравьями.
— Что такое метод наблюдения?
— Только при этих условиях метод наблюдения поможет получить сведения о природных телах и явлениях.
— Как вы думаете, а сколько нужно времени, чтобы добиться результата своего наблюдения?
Если мы наблюдаем за растением, то проследить развитие растения, начиная от семени до получения плодов за 1-2, 30 дней невозможно. Для этого нужны месяцы.
А за животными наблюдать невозможно. Зверьки не сидят на одном месте. Животные, крупнее человека, близко его не подпускают.
За ними нужно наблюдать скрытно и осторожно.
Насекомое можно поместить в банку и внимательно рассмотреть.
Если вы будете наблюдать за окружающей средой и делать все правильно, используя метод наблюдения, не причиняя вред, то у вас сформируется и будет развиваться наблюдательность
IV. Итог экскурсии.
— Чем занимались?
— Что полезного узнали?
— Наблюдая за природой, необходимо к ней бережно относится: растения нельзя ломать, вырывать с корнями, срывать цветки и т. д.
VI. Домашнее задание.
Написать о своих наблюдениях в тетради.